// // Пассажиров автобусов заставят пристёгиваться

Пассажиров автобусов заставят пристёгиваться

524

Дали ремня

Совокупные потери экономики России от ДТП за пять лет составили 5,5 трлн рублей, что сопоставимо с расходами на здравоохранение за этот же период
Фото: ИТАР-ТАСС
Совокупные потери экономики России от ДТП за пять лет составили 5,5 трлн рублей, что сопоставимо с расходами на здравоохранение за этот же период Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

За примером аварии с участием общественного транспорта далеко ходить не надо. Стоит посмотреть криминальную сводку по телевизору или набрать в интернет-поисковике «авария автобуса», как тут же находится искомое ДТП. Вот на днях девять человек пострадали в результате столкновения двух автобусов и легкового автомобиля в промзоне города Дзержинска в Нижегородской области. Утром столкнулись три транспортных средства: автобус «ЛиАЗ-5256», автобус Mercedes и легковой автомобиль Hyundai Elantra. Пострадали в основном пассажиры «ЛиАЗа». На этот раз обошлось без погибших. Можно сказать, легко отделались. Но, к несчастью, счёт жертв – пассажиров автобусов идёт на сотни, если не тысячи. И, разумеется, власти не остались безучастными к судьбам народа. Правда, итоги проявления заботы вызывают большие сомнения.

С 1 марта в силу вступило постановление, согласно которому все пассажирские сиденья в междугородних автобусах должны быть оборудованы ремнями безопасности и все пассажиры пристёгнуты во время движения. Эксплуатация автобусов, где таких ремней нет, запрещается.

Для написания простого постановления потребовалось целых полгода. Летом 2009 года президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости кардинального реформирования дорожного движения. Это произошло после крупной аварии автобуса на трассе Ростов-на-Дону – Краснодар, произошедшей 24 июля. Тогда рейсовый автобус «Икарус» столкнулся с грузовиком-масловозом, погиб 21 человек. Всего за июль-август произошло девять крупных ДТП с участием междугородних автобусов.

«Это составляющая, но это ещё и следствие того, каким образом осуществляется контроль на дорогах, и следствие расхлябанности, преступной разболтанности участников дорожного движения», – говорил тогда президент. И распорядился внести изменения в законодательные акты. «Мы не можем хоронить такое количество людей из-за того, что у нас так организован процесс дорожного движения», – подчеркнул он.

По словам президента, совокупные потери экономики России от ДТП за пять лет составили 5,5 трлн рублей. «Это сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период», – отметил глава страны.

Тем не менее постановление правительства о ремнях безопасности в автобусах пока, мягко говоря, в процессе реализации. Несмотря на то что применение ремней безопасности снижает тяжесть последствий при авариях на 50%, транспортные компании, разумеется, не успели в срок оборудовать автобусы ремнями: решение было принято неожиданно, без проведения информационной кампании и разъяснений. Опубликовано постановление было 26 февраля, а в силу вступило через три дня.

Водители небезосновательно считают, что за такой срок данное постановление правительства выполнить невозможно, и называют его новой кормушкой для ГИБДД. Тем более что внесение изменений в конструкцию транспортного средства разрешается делать только с дозволения автоинспекции.

В ГИБДД обратного мнения. Глава государства летом чётко указал, что соответствующие поправки должны быть подготовлены к 1 января 2010 года. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России сделал это задолго до назначенной даты. По словам представителей Ространснадзора, ведомство ещё в октябре прошлого года уведомило всех перевозчиков о грядущих переменах. Но, несмотря на предупреждения, перевозчики отнеслись к ним легкомысленно.

В то же время только 30% автобусного парка России оборудовано ремнями безопасности для пассажиров. В основном это автобусы иностранного производства, из стран, где пассажиры должны пристёгиваться уже давно. Такие автобусы сосредоточены вокруг крупных городов, к тому же во многих системы давно вышли из строя или были демонтированы владельцами за ненадобностью.

По теме

Проблему будут решать следующим образом: в ближайшее время Минпромторг разработает требования к станциям техобслуживания по оборудованию парка автобусов пассажирскими ремнями безопасности. Пока же автоперевозчикам предлагается срочно обратиться на завод-производитель.

В транспортных компаниях заявляют, что сами не против установки ремней безопасности для пассажиров, так как при столкновении большинство пострадавших, если не пристёгнуты ремнями, вылетают из окон. Но при этом установить ремень на одно сиденье стоит 500–800 рублей, в зависимости от конструкции автобуса. Таким образом оборудование ремнями безопасности машины на 50 мест обойдётся его владельцу в 25–40 тыс. рублей. Деньги вроде не очень большие.

Пока же сотрудники ГИБДД будут закрывать глаза на отсутствие ремней безопасности в автобусах: ничего другого им не остаётся. Большинство автобусов – без ремней, а запрещение их эксплуатации вызовет транспортный коллапс. Специальных операций по выявлению автобусов-нарушителей ГИБДД проводить не собирается.

Несмотря на это, в Ространснадзоре считают, что даже такие полумеры в конце концов помогут увеличить уровень безопасности пассажиров. Там надеются, что постановление вообще поспособствует обновлению парка, так как сегодня более 50% автобусов в России старше 15 лет.

Учитывая стоимость новых машин и официальные заверения в отсутствии репрессий, оптимизм ведомства абсолютно непонятен. Тем более что .

Есть и другая проблема. Часто между городами ездят не рейсовые автобусы, а маршрутные такси. Ремни безопасности во многих моделях до сих пор не предусмотрены. Да и требования к ним не предъявляются.

После летних аварий и совещания по безопасности дорожного движения у президента было проведено соответствующее расследование. Оказалось, что в большинстве случаев аварии были вызваны несоблюдением режима труда и отдыха участниками ДТП – водители автобусов и грузовиков засыпали за рулём и выезжали на встречную полосу. Президент дал поручение навести порядок прежде всего среди грузовиков и автобусов. Но пока дело ограничилось только принятием небольшого постановления о ремнях безопасности.

Никаких конкретных действий по законодательному обязательству устанавливать на грузовиках и автобусах приборы контроля времени работы не происходит. В развитых странах каждый грузовик оснащён бортовым самописцем, который записывает, сколько времени работает двигатель, сколько времени машина находится в движении, а сколько стоит. Если полиция, проверив показания прибора, обнаружит, что водитель находился в движении больше, чем положено по закону, нарушителю грозит большой штраф.

«В украинских правилах дорожного движения написано: водитель не имеет права проезжать в день более 500 километров. А у нас автобусники преодолевают иногда и по 2 тыс. километров в сутки без отдыха, в скотских условиях. Люди не высыпаются годами. Именно это, а не отсутствие ремней является настоящей угрозой безопасности», – считает председатель центрального совета Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов.

Разработать законопроект, который установит периодичность и порядок проведения обязательных медосмотров, а также перечень противопоказаний, при которых водителю запрещается управлять машиной, Дмитрий Медведев также поручил минувшим летом. Вот только этот документ пока даже не написали.

Опубликовано:
Отредактировано: 09.03.2010 11:14
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх