Версия // Бизнес // Пакет поддержки ЕС для стран, пострадавших от пандемии, является одновременно прорывом и большим риском

Пакет поддержки ЕС для стран, пострадавших от пандемии, является одновременно прорывом и большим риском

7716

Отражение удара

В разделе

Чтобы помочь своим экономикам, пострадавшим от пандемии, лидеры Европейского союза согласовали минувшим летом рекордную программу помощи на 750 миллиардов евро. Программа, получившая название «Следующее поколение», была справедливо названа крупным прорывом: никогда раньше ЕС не выдавал займы для финансирования расходов, не говоря уже о трансфертах странам-членам.

Но программа и ее Фонд восстановления и устойчивости, который будет выделять большую часть средств, представляют собой рисковую авантюру. Если план окажется успешным, он обязательно откроет путь к дальнейшим инициативам и, возможно, в конечном итоге к финансовому союзу наряду с валютным, созданном два десятилетия назад. Но если они не смогут достичь поставленных целей, если политические интересы возьмут верх над экономической необходимостью, федеральные намерения сильно пострадают.

Первый вопрос касается размера программы. Хотя гранты в 390 миллиардов евро могут показаться большой суммой денег, на самом деле они составляют менее 3% ВВП ЕС, которые необходимо потратить в течение нескольких лет.

Джейсон Фурман, бывший председатель Совета экономических советников президента США Барака Обамы, считает, что бюджетная реакция правительства США на глобальный финансовый кризис 2008 года составила $1,6 триллиона, или около 10% ВВП. Это в 3-4 раза больше в ответ на гораздо более мягкий шок. Таким образом, в целом отдельные страны по-прежнему несут ответственность за отражение удара пандемии.

Фактически фискальная поддержка, уже предоставленная ведущими странами-членами ЕС, составляет 7-12% национального ВВП - и значительно больше находится в разработке. Тем не менее гранты ЕС могут иметь большое значение для некоторых стран, все еще переживающих кризис евро. По расчетам ЕЦБ, трансферты за вычетом ожидаемых выплат должны составлять 4% ВВП для Испании, 5% для Португалии и 8% для Греции. Это больше чем 2,6% ВВП в виде помощи, которую США предоставили Европе в соответствии с планом Маршалла. При разумном инвестировании такие суммы могут изменить экономическую судьбу стран-получателей.

Следующий вопрос касается скорости. Весной этого года экономики ЕС вступили в свободное падение. Сейчас они оправились от удара, но все еще работает на 5% ниже мощности. Учитывая новую волну инфекций и растущую безработицу, ближайший вопрос заключается в том, сохранится ли динамика роста этих экономик.

Если восстановление Европы затормозится, может возникнуть порочный круг превентивных сбережений и ухудшающихся ожиданий, что может привести к двойной рецессии. Следовательно, надлежащая стратегия состоит в том, чтобы поставить бюджетную поддержку в зависимость от темпов восстановления. Деньги должны быть доступны сейчас, и в случае необходимости быстро выплачиваться.

Но не следует заблуждаться: пакет поддержки ЕС станет доступным позже. Прежде чем начать расходовать деньги, блок должен согласовать приоритеты, процедуры и условия, что потребует времени. По данным ЕЦБ, в 2021 году ожидается выплата менее 10% денег. Таким образом при нынешнем положении дел ответственность за поддержание восстановления остается за государствами-членами ЕС. Даже в 2022 году будет слишком рано передавать эстафету и сворачивать национальные пакеты стимулов. Необходимо противостоять соблазну скорейшей бюджетной консолидации.

Цель принятой ЕС программы не спроектировать кейнсианский циклический рост спроса, а добиться структурных изменений: наметить новый путь экономического развития. Схема направлена на повышение устойчивости, поддержку перехода к безуглеродной экономике, ускорение цифровизации и смягчение социальных и региональных последствий пандемического кризиса. Это подводит нас к третьему вопросу: не то, как быстро деньги ЕС достигнут южной Европы, а помогут ли они справиться с давними проклятиями, такими как низкая производительность, структурная безработица, неравенство и зависимость от углеродоемких технологий.

По теме

ЕС ясно понимает этот вопрос, и Европейская комиссия недавно определила тип инвестиций и план реформ, которые государства-члены должны разработать, чтобы получить доступ к деньгам. Хотя национальные правительства будут иметь инициативу в составлении планов, им придется вернуться к чертежной доске, если ЕС сочтет проекты слишком расплывчатыми или мягкими. Это может оказаться политически взрывоопасным в таких странах как Италия, чей премьер-министр Джузеппе Конте днями и ночами боролся на июльском саммите против попыток северных членов ЕС обусловить финансовую поддержку заранее определенными реформами.

Предлагаемый компромисс разумный, но хрупкий. Планы государств-членов будут оцениваться по их заявленным целям и общим задачам, таким как рост, создание рабочих мест и устойчивость, в то время как выплаты зависят от достижения странами-получателями согласованных контрольных показателей и задач. Эта договоренность не включает в себя ни политических условий («сначала реформируйте свои пенсии, потом мы сможем поговорить»), ни штамповки («вот деньги, скажите, пожалуйста, что вы с ними сделаете»). Скорее это контракт, в соответствии с которым деньги предназначены для достижения определенных целей, и ЕС проверяет наличие условий для их достижения.

Но следует ожидать ожесточенных споров, если комиссия выполнит свою работу, отвергнет неэффективные планы и отложит выплаты. Риск состоит в том, что процесс закончится бюрократической склокой, которую публика не может расшифровать, но которая дает боеприпасы популистам.

Чтобы не попасть в эту ловушку, ЕС необходимо найти правильный баланс между навязчивостью и снисходительностью. Он должен выбрать для каждого получателя несколько целей и критериев, которые являются конкретными, ясными и почти бесспорными; и он должен быть готов бороться за эти критерии. Также необходимо тщательно изучить распределение средств и быстро поднять тревогу в случае хищения.

Томас Эдисон сказал, что гений - это 1% вдохновения и 99% пота. За июльским решением стояло вдохновение. Теперь Европа должна начать потеть по уважительной причине.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.10.2020 16:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх