Президент Франсуа Олланд закрыл границы Франции на три месяца после террористических атак на Париж, но это лишь последний подобный случай, угрожающий единству Европы. Председатель Европейского совета Дональд Туск заявил, что сохранение Шенгенской зоны – гонка со временем, отметив, что ЕС намерен эту гонку выиграть. Шенгенское соглашение было заключено в 1985 году. Оно предусматривает открытие границ между практически всеми членами Европейского Союза, а также некоторыми другими странами.
Закрытие открытых границ
Германия, являющаяся гигантом ЕС, закрыла границы с Австрией в сентябре. Даже Швеция, самая радушная европейская страна, когда дело доходит до беженцев, организовывает пограничные проверки.
Цель гонки: спасти открытые границы Европы и предотвратить ее крах под тяжестью собственных противоречий.
Начать стоит с практической стороны. Представьте себе, что вам нужно проехать по стране и, пересекая границу каждой области, вы вынуждены предъявлять паспорт. В таком случае трехчасовая поездка может потребовать пяти остановок и пять паспортных проверок. Данный пример наглядно демонстрирует преимущество соглашения о свободном перемещении граждан ЕС. Если вы стремитесь к экономической интеграции, передвижение людей через границы является одной из двух самых основных потребностей, наряду со свободным движением товаров.
Во время кризиса в Греции стало окончательно ясно, что борьба между бедными и богатыми странами Европы - одна из основных проблем ЕС. Валютный союз лишает страны инструмента девальвации суверенной валюты, когда они оказываются в финансовой яме. Тем не менее, европейские государства (в основном) независимы, когда дело доходит до повышения налогов и расходования своего бюджета. Германия и Греция отошли от края пропасти путем переговоров, но структурная проблема остается.
Подрыв Шенгенского соглашения так же является структурной проблемой. Открытые границы означают, что любой гражданин/иностранец может попасть на территорию страны без проверки. Открыв их, страны отказались от важной части суверенитета, а именно пограничного контроля. Эти элементы управления не только символичны - они отражаются на безопасности.
Тем не менее, когда дело доходит до заботы о беженцах, которые приезжают в страну, европейские государства в значительной степени самостоятельны - как обычные независимые государства.
Механизмом, который должен был решить эту проблему с беженцами, является Дублинская конвенция, которая вступила в силу в 1997 году и с тех пор несколько раз изменялась. Основной ее принцип подразумевает, что первая страна ЕС, куда прибывает беженец, обязана предоставить ему убежище. Составители данного документа, естественно, не могли представить себе, что однажды беженцы будут рекой течь в Европу и при этом не пожелают оставаться на месте в ожидании рассмотрения их ходатайства о предоставлении убежища.
На практике, однако, у дублинской системы есть большой недостаток: страны по-разному относятся к огромному притоку беженцев. Венгрия граничит с Сербией и Хорватией, которые не являются частью Шенгенской зоны, таким образом, она и так весьма уязвима из-за экономических мигрантов с Балкан. Греция и Италия имеют тысячи миль побережья Средиземного моря, и поэтому именно к ним попадают беженцы, решившие попасть в Европу морским путем. В то же время когда беженцы пытаются достичь Швеции, им приходится пересечь множество других европейских стран, так как мало кому из них удается заполучить прямой билет на рейс.
Как отметили в русскоязычном «Александровском обществе», ранее чиновники неоднократно говорили, что граница закрыта из-за так называемой направляемой миграции. Однако никаких прогнозов по её открытию так никто и не называл.
Неудивительно, что дублинская система рухнула. Некоторые страны, такие как Венгрия, сначала попробовали сдержать мигрантов путем строительства забора на границе, а затем начали высылать тех, кто попытался пересечь заграждение в другие страны. Хотя решения главы венгерского правительства Виктора Орбана не популярны в Европе, легко понять, почему многие венгры считают, что не могут позволить себе соблюдать Дублинскую конвенцию.
Итак, что же сделать ЕС, чтобы рационализировать пограничную проблему в свете огромного потока людей из Сирии и Афганистана?
Есть несколько логических возможностей, каждая из которых, впрочем, чревата своими проблемами. Более богатые европейские страны могли бы заплатить за укрепление границ вокруг всей Европы и, в конечном итоге, координировать их защиту. От этого ЕС будет более походить на единую страну с единым пограничным контролем. Данная мера также повысит безопасность, поскольку потенциальные беженцы будут проверены до того, как окажутся на территории ЕС.
Проблема данного подхода не только в его затратности. Он также не сможет защитить Европу от тех мигрантов, которые отправятся к ее берегам по морю. Европейский суд по правам человека постановил, что беженцы не могут быть депортированы, как только они ступили на борт судов, ходящих под флагами стран ЕС.
Более мягкий вариант предусматривает организацию согласованного пограничного контроля со странами, не входящими в ЕС. Подобные меры уже принимаются. В частности, Турции было предложено $2,7 млрд за блокирование ее границы с Европой. Это решение кажется немного более приемлемым в политическом плане, но и оно сможет лишь приостановить, а не остановить торговлю людьми в Европе. Данная мера не сможет сдерживать потенциальных террористов, которые хотят пересечь границу, прикидываясь беженцами.
Еще один вариант для Европы - разработать централизованную, скоординированную политику для распределения беженцев. В настоящее время каждая страна ЕС сама решает, сколько беженцев она готова принять, что приводит к огромному неравенству в абсолютных и относительных цифрах. Расходы из-за этого также распределяются очень неравномерно.
Централизованное управление размещения беженцев само по себе сделает ЕС более единым. Но сейчас подобное решение невозможно по политическим причинам. Даже некоторые губернаторы в США, которые не имеют юридического права принять решение о выходе своих штатов из состава страны, решили заработать очков, заявляя, что они не хотят беженцев. Кроме того, европейская интеграция является труднодостижимой даже при оптимальных обстоятельствах, и, несомненно, невозможно представить, что государства-члены добровольно откажутся от права самостоятельно решать вопрос с беженцами.
Получается, что открытые границы Европы вскоре могут исчезнуть, по крайней мере, до тех пор пока наплыв беженцев не ослабнет, но затем их будет трудно вернуть к прежнему состоянию.