// // Отказаться от российских ракетных двигателей РД-180 не так просто, как бы хотелось Конгрессу США

Отказаться от российских ракетных двигателей РД-180 не так просто, как бы хотелось Конгрессу США

1669

Мирные дивиденды холодной войны

Отказаться от российских ракетных двигателей РД-180 не так просто, как бы хотелось Конгрессу США
В разделе

Оборонное ведомство США просит Сенат смягчить введенный ранее запрет на закупку российских ракетных двигателей РД-180, поскольку без них реализация американских космических программ окажется под угрозой срыва.

Напомним, ранее Конгресс принял закон, который запретил Пентагону приобретать российские ракетные двигатели, использовавшиеся с 2000 года для запуска в космос американских военных и разведывательных спутников.

Теперь оказалось, что США это решение наносит не меньше вреда, чем России.

Спустя пять месяцев после того как запрет вступил в силу, Пентагон обратился к Конгрессу с требованием смягчить его. Пентагон настаивает, что необходимость в российских двигателях будет существовать по меньшей мере еще несколько лет.

Требование оборонного ведомства США вызвало негативную реакцию яростных критиков России в Конгрессе, в том числе сенатора Джона Маккейна, республиканца из Аризоны, возглавляющего Комитет по вооруженным силам.

Запрет предлагается снять только с тех миссий, от которых зависит национальная безопасность, но запрос Пентагона также разочаровал тех, кто рассчитывал, что США больше не будут зависеть от России в вопросе космических полетов.

"Я не знаю какие цели преследует Пентагон, кроме как стремление вместе с администрацией Обамы успокоить Путина", - заявил Дункан Хантер, республиканец от Калифорнии и член Комитета по вооруженным силам. Он убежден, что законодательная борьба будет усиливаться в ближайшие месяцы.

"Можете ли вы представить себе космическую гонку с использованием российских ракет?", - спрашивает он.

Позиция Пентагона, однако, имеет мощную поддержку со стороны начальника разведки и двух самых влиятельных оборонных подрядчиков: компаний Boeing и Lockheed Martin.

В письме к высокопоставленным законодателям от 11 мая министр обороны Эштон Картери и директор национальной разведки Джеймс Клэппер-младший заявили: Пентагон столкнется с серьезными проблемами в организации секретных военных и разведывательных миссий, если запрет на российские двигатели продолжит действовать.

Когда Белый дом рассматривал оборонный бюджет на новый год, он утвердил формулировки, могущие ослабить запрет. Комитет по вооруженным силам Сената США рекомендовал компромиссное решение, которое позволит United Launch Alliance (совместному предприятию Boeing и Lockheed Martin) закупать российские двигатели до конца десятилетия. Их использование для миссий национальной безопасности - вывода на орбиту спутников-шпионов и спутников связи, - пожалуй, последние остатки "мирных дивидендов", которые последовали за холодной войной.

НПО "Энергомаш" - российская компания, выпускающая ракетные двигатели старой советской космической программы. Сотрудничество с Lockheed Martin Энергомаш наладил в начале 1990-х годов с целью разработки новых технологий. Это было время, когда Соединенные Штаты стремились развивать сотрудничество в космосе, в частности, препятствовать передаче ракетной техники в страны, к которым власти станы относятся с опаской.

По теме

Вместе с Lockheed Martin и Pratt & Whitney Энергомаш адаптировал ракетный двигатель РД-180 для использования на кораблях Atlas, которые производит альянс Lockheed Martin-Boeing. Двигатель был использован в 54 запусках последней версии Atlas V для коммерческих, военных и научных миссий. В своем заявлении United Launch Alliance называет RD-180 "технологическим и надежным двигателем".

Подобное партнерство вызвало противодействие из-за того, что контрольный пакет Энергомаша принадлежит государству, однако, по данным прошлогодней статьи Reuters, некоторая часть акций контролируется одним из ближайших друзей Путина, миллиардером Юрией Ковальчуком.

"Конечно, мы не можем допустить, чтобы Владимир Путин и его дружки получали прибыль от продажи ракетных двигателей", - заявил Маккейн на пресс-конференции в прошлом месяце.

Пентагон и United Launch Alliance согласны с необходимостью создания американских ракет. В выступлении перед сенатом в апреле секретарь ВВС Дебора Ли-Джеймс заявила, что последние события ясно дали понять: США должны прекратить полагаться на российские двигатели. Но она также отметила, что запрет на закупки может оставить ВВС без жизнеспособного двигателя для Атласа после 2018 года.

Отказаться от РД-180 не так просто, как кажется, считает Дэвид Дептула, отставной генерал ВВС, который управляет Институтом аэрокосмических исследований в Арлингтоне, штат Вирджиния. Он сказал: "Недофинансирование, отсутствие четкого видения и жуткая бюрократия замедляли разработку альтернатив в течение многих лет".

Дебаты по поводу российских двигателей происходят на фоне нарастающего соперничества среди компаний за прибыльный бизнес космических запусков. Сейчас компании борются за подписание договоров на общую сумму в $70 млрд на проведение военных и разведывательных миссий до 2030 года.

United Launch Alliance, созданная в 2006 году, до недавнего времени обладала монополией на военные и разведывательные контракты, но столкнулась с конкуренцией со стороны Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX), основанной Элоном Маском. SpaceX разработал свою собственную ракету под названием Falcon-9. С ее помощью было проведено 18 успешных миссий НАСА, в том числе первая частная поставка на МКС. После нескольких месяцев переговоров и судебного процесса Falcon 9 все же был сертифицирован ВВС для использования в миссиях национальной безопасности, что положило конец монополии United Launch Alliance.

Теперь SpaceX может участвовать в конкурсе на проведение двух запусков, запланированных в этом году, и еще семи, которые планируется осуществить в течение ближайших двух лет.

В SpaceX утверждают: запуски с использованием их ракет будут обходиться дешевле, чем с использованием продукции United Launch Alliance, Атлас V и Delta IV. В своем письменном заявлении Маск называет сертификацию "важным шагом в обеспечении конкуренции" в сфере национальной безопасности.

United Launch Alliance ранее обещала построить новую ракету под названием "Вулкан" без использования российских двигателей, но ее первое испытание намечено лишь на 2019 год, а сертификация ожидается не ранее 2022 года. В письме к законодателям Картер и Клэппер указывают - запрет на закупки российских двигателей будет означать, что компания не сможет производить ракеты Атлас V, а только более дорогие Delta IV.

Дебаты сейчас ведутся вокруг того, насколько следует увеличить число миссий United Launch Alliance с российскими двигателями. Компания заказала 29 двигателей, 15 из которых оплатила. Пентагон хочет, чтобы компании разрешили выкупить и остальные 14. Не исключено, что United Launch Alliance получит право купить больше двигателей только если выиграет тендер у SpaceX.

Если запрет останется, SpaceX в конечном итоге станет монополистом в области космических запусков на ближайшие годы, что воссоздаст монополию, с которой Пентагон и SpaceX так стремились покончить.

Опубликовано:
Отредактировано: 09.06.2015 16:29
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх