// // ОСАГО подорожает: прибыль в 45 миллиардов рублей страховые компании считают убытком

ОСАГО подорожает: прибыль в 45 миллиардов рублей страховые компании считают убытком

562

Застраховались от потребителей

lori.ru
lori.ru
В разделе

Уже с 1 января будущего года система ОСАГО может претерпеть существенные изменения. На сегодняшний день Госдума готовится принять сразу два соответствующих законопроекта. Аналитики рынка убеждены: новые правила пролоббированы страховым сообществом. Для автомобилистов же принятие нового законодательства не сулит ничего хорошего. Стоимость страховых полисов повысится, получать выплаты по ОСАГО будет также сложно, при этом судиться со страховщиками станет практически невозможно.

Речь идёт о двух законопроектах. Первый фактически выводит взаимоотношение страховщиков и страхователей из-под действия закона «О защите прав потребителей». Если этот документ будет принят в его нынешней редакции, то последний ныне худо-бедно действующий инструмент воздействия на страховщиков со стороны потребителей – суд – фактически потеряет всякий смысл. Второй законопроект касается увеличения лимитов страховых выплат в части возмещения вреда жизни и здоровью, а также в части имущественного ущерба. Учитывая, что работа всей системы ОСАГО сегодня далека от идеальной, увеличение выплат по факту будет иметь только одно последствие: рост стоимости страховых полисов.

Тема очередного законодательного реформирования системы ОСАГО возникла не случайно. Всё дело в том, что ещё летом этого года пленум Верховного суда (ВС) принял небезынтересное постановление, которое распространяло действие Закона о защите прав потребителей на взаимоотношения страховщиков и автомобилистов. Данный документ существенно облегчал последним жизнь. Во-первых, благодаря нему судиться со страховой компанией можно было по месту нахождения истца (то есть автомобилиста). Во-вторых, граждане были освобождены от уплаты госпошлины. В-третьих, в пользу автовладельцев стал взыскиваться штраф в размере 50% от присуждённой суммы. В-четвёртых, граждане получили право требовать со страховой компании компенсации морального вреда за задержку выплат страховой суммы.

Фактически своим постановлением ВС подкорректировал систему ОСАГО таким образом, что она наконец-то превращалась в некий реально работающий механизм.

Примечательно, что страховщики изначально не скрывали своего недовольства принятым постановлением, отмечая, что оно не учитывает некие специфические особенности страхового бизнеса. Более того, страховщикам, очевидно, не нравился и тот факт, что суды, как правило, занимали более слабую сторону – сторону водителей, таким образом, у страховой компании практически не было шансов выиграть суд.

Если новое законодательство будет принято в его нынешней редакции, то страховщики вообще смогут избавить себя от судебных разбирательств с «надоедливыми» автомобилистами: судиться будет просто незачем. Законопроект в два раза снижает сумму возможных компенсаций. К примеру, высчитывать сумму неустойки в случае задержки выплат предлагается не от страховой суммы, а от размера выплаты. Кроме того, разбираться со страховщиками можно будет только в рамках их же отраслевых законов, действие закона «О защите прав потребителей» на эту область распространяться не будет. Это значит, что требовать со страховой компании возмещения морального вреда будет невозможно.

«После постановления пленума ВС и отдельные страховщики, и Всероссийский союз страховщиков начали бомбить ВС письмами с просьбой скорректировать это постановление, чтобы как-то нивелировать его последствия. Почему на все сферы нашей жизни ОЗПП (закон «О защите прав потребителей». – Ред.) распространяется, а на автострахование не должен?» – недоумевает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.

По теме

Между тем вопрос о размере выплат оказывается отнюдь не праздным, если учитывать, что по сложившейся практике получить полноценное возмещение в рамках ОСАГО было практически невозможно. Известно, что при расчёте стоимости ремонта страховые компании применяют всевозможные коэффициенты, учитывают возраст машины и т.п., и в результате оказывается так, что деньги, выплачиваемые страховой компанией, почти никогда не могут покрыть реальную стоимость ремонта. Эксперты отрасли отмечают, что решить эту проблему можно было, если бы по ОСАГО, так же как и по КАСКО, ремонтом машины занималась непосредственно сама страховая компания. Тогда бы вопрос о стоимости ремонта автомобилиста вообще бы не беспокоил.

Однако рассчитывать на то, что страховщики согласятся на подобную схему, не приходится. Все последние годы страховые компании не устают повторять: ОСАГО приносит многомиллионные убытки бизнесу.

Впрочем, то, что страховщики называют убытками, вполне могло бы явиться темой отдельной диссертации по экономике. Так, по информации страховщиков, .

А вот данные по всей России. По подсчётам Российского союза автостраховщиков, за девять месяцев текущего года страховые компании продали полисов ОСАГО на общую сумму 89 млрд рублей. При этом за тот же период объём выплат по страховым случаям составил 43,7 млрд рублей. Такой фантастической рентабельностью, наверное, не может похвастаться ни один вид бизнеса.

Кстати, ещё в 2009 году «убытками» страховщиков уже было пыталась заинтересоваться Федеральная служба страхового надзора (ФССН). Тогда, согласно отчёту за 2009 год, убыточность операций по ОСАГО (а на самом деле – соотношение состоявшихся убытков (страховых выплат) к заработанной премии) составила 57%. В 2010 году этот показатель равнялся 67%. Такое снижение не могло пройти незамеченным.

«Причина – страховщики начали платить меньше и с неохотой. Свидетельством тому может служить рост жалоб на страховщиков ОСАГО», – заявлял тогда глава ФССН Александр Коваль. Однако дальше заявлений дело так и не пошло. И страховое сообщество ничтоже сумняшеся продолжает лоббировать тему «убыточности» бизнеса ОСАГО. Причём, как видно из готовящихся к принятию Госдумой законопроектов, делает это весьма успешно.

Поправить, как видно, и без того «бедственное» положение страховых компаний призван разработанный Минфином законопроект об увеличениях лимитов страховых выплат по ОСАГО. Документ, в частности, предусматривает, что лимит в части возмещения вреда жизни и здоровью вырастет с нынешних 160 тыс. рублей до 500 тыс., а в части имущественного ущерба – с нынешних 120 тыс. до 400 тысяч. Аналитики рынка заявляют, что единственным последствием данного нововведения будет рост стоимости страховых полисов. То есть прибыли страховщиков. По подсчётам экспертов, с принятием этого закона полисы ОСАГО подорожают как минимум на 50%.

«Они впаривают людям непонятно что. Сейчас я могу докупить к основному полису расширение выплаты до 1 млн рублей за какую-то тысячу рублей, а до 600 тыс. – за 500 рублей. А они пытаются впарить расширение до 400 тыс. за те деньги, которые этого не стоят. И опять же эти 400 тыс. ты ещё и не получишь, потому что, чтобы добиться такой выплаты, нужно будет долго и мучительно судиться в их судах с принятием новых поправок», – возмущается координатор Общества «синих ведёрок» Пётр Шкуматов. Про «их» суды эксперт замечает отнюдь не случайно: законопроект, нивелирующий действие постановления пленума ВС, в том числе и оговаривает, что суд со страховой компанией должен проходить по месту нахождения страховщика. То есть в крупных городах типа Москвы и Санкт-Петербурга. Так что рассчитывать на то, что суд встанет на сторону автовладельца, особо не приходится.

Кроме того, не вполне понятен смысл увеличения страховых выплат. Так, по подсчётам аналитиков, претендовать на максимальную выплату в 400 тыс. рублей могут, к примеру, владельцы автомобилей, стоимость которых составляет как минимум 700 тыс. рублей. Машины такой категории, как правило, застрахованы ещё и по КАСКО. Так что кому реально понадобятся эти увеличенные выплаты, ещё большой вопрос.

«Если посчитать количество ДТП, размер ущерба в которых превышает нынешние лимиты по ОСАГО, то это даже не 5%. Средний убыток в обычном ДТП – около 30 тыс. рублей, и получается, что стоимость полиса вырастет абсолютно для всех, а людей, которые выиграют от этих повышенных лимитов, будет очень немного, так как, чтобы добиться максимальной выплаты по ОСАГО в 400 тыс., нужно, наверное, будет разбить кому-то Ferrari», – иронизирует Николай Тюрников.

Опубликовано:
Отредактировано: 03.12.2012 15:29
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх