Работой компании booking.com может заинтересоваться Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Несколько дней назад ООО «Онлайнтур» подало в антимонопольное ведомство жалобу на работу сервиса по онлайн-бронированию отелей. По мнению заявителей, booking.com нарушает сразу два российских закона – «О защите конкуренции» и «О рекламе».
Суть претензий «Онлайнтура» к booking.com сводится к тому, что, во-первых, компания при заключении договоров с хотельерами обязывает их гарантировать наименьшую цену бронирования. А во-вторых – вводит в заблуждение потребителей якобы недобросовестной рекламой, сообщая им, что цены, представленные на сайте booking.com, являются самыми низкими.
Аналитики рынка на возможную перспективу данного разбирательства в ФАС смотрят с сомнением, однако вместе с тем отмечают, что сложившаяся ситуация на глобальном туристическом рынке скорее всего и без вмешательства антимонопольного ведомства заставит booking.com существенно пересмотреть свою политику работы с хотельерами.
Сомнительная гарантия
«С авторами жалобы в ФАС готов сразу согласиться в той части, где они сомневаются, что цены букинга – самые лучшие. Есть и другие аналогичные ресурсы, которые предлагают более привлекательные цены. Я вам даже больше скажу: недавно мы проводили мониторинг цен на отели на Новый год на горнолыжных направлениях. Так вот, цены у букинга оказались самыми высокими», – констатирует вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.
В «Онлайнтуре» также приводят собственные данные о том, что бронирование на сайте booking.com далеко не всегда оказывается самым выгодным. В частности, стоимость двухместного номера Belconti Resort Hotel в Турции на период с 1 по 8 сентября на booking.com составляет 1453 доллара, а, к примеру, у одного из российских туроператоров – 1385 долларов.
Константинос Явонопулос, владелец San Antonio Hotel в Греции
Стоит отметить, что на сайте booking.com действительно неоднократно подчёркивается, что компания именно гарантирует (!) самые выгодные цены. «Booking.com – это информативный и простой сайт с гарантией лучшей цены», «Куда бы вы ни отправлялись – в другой город, на побережье или на природу, – booking.com гарантирует лучшие цены на размещение», «Компания Booking.com B.V., основанная в 1996 году, гарантирует самые выгодные цены на все виды объектов размещения – от небольших семейных отелей типа «постель и завтрак» до роскошных апартаментов и номеров люкс в пятизвёздочных гостиницах» – вот лишь несколько цитат с официального сайта booking.com.
В пятницу депутаты Государственной Думы приняли закон, который предоставляет туроператорам, занимающимся внутренним и въездным туризмом, льготу от налога на добавленную стоимость в течение четырех лет.
Впрочем, будет ли ФАС проверять данную рекламу на предмет нарушения законодательства, ещё большой вопрос. Всё дело в том, что, для того чтобы деятельностью booking.com заинтересовались в антимонопольном ведомстве, необходимо доказать доминирующее положение компании на рынке. По экспертным оценкам, через систему booking.com действительно проходит более 50% онлайн-бронирований в нашей стране. Однако, даже если эти оценки верны, замечают в ФАС, необходимо будет ещё доказать, что booking.com имеет возможности оказывать решающее влияние на оборачиваемость товара. «А если booking.com перестанет сотрудничать с отелями, возможность бронирования номера не исчезнет», – поясняет начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев.
Замаскировавшийся посредник
Интересно заметить, однако, что деятельность booking.com не впервые попадает в поле зрения национальных антимонопольных служб. В настоящий момент аналогичное разбирательство идёт в Германии, по итогам которого, возможно, booking.com придётся убрать из контрактов с хотельерами пункт о гарантии лучшей цены. Кроме того, не в пользу booking.com уже завершились разбирательства в Италии, Швеции и Франции ещё в конце прошлого года.
Если booking.com продолжит и дальше проигрывать серии антимонопольных разбирательств, то не исключено, что это в итоге приведёт к фактическому разрушению их ныне действующей маркетинговой модели, при которой у потребителей фактически создаётся ощущение, что они бронируют отели напрямую у хотельеров без всяких комиссий и переплат. «Следует помнить, что booking.com – это, по сути, тот же самый посредник, который, как и туроператор, предлагает вам купить у него некий продукт. Только в данном случае речь идёт не о пакетном туре, а о бронировании объекта размещения. При этом, поскольку юридически booking.com туроператором не является, у него нет всех тех обязательств перед туристами, которые российское законодательство накладывает на туроператоров», – поясняет Дмитрий Горин.
Кстати, за свои услуги booking.com берёт с хотельеров весьма солидные комиссионные – до 20%. Стоит ли говорить о том, что в итоге все эти расходы хотельеры перекладывают на потребителей. А если учитывать, что букинг ещё и требует от хотельеров гарантии самой низкой цены, то нетрудно предположить, что комиссия сервиса по бронированию «зашивается» в отельские тарифы, которые они предлагают и для других ресурсов.
Впрочем, до последнего времени хотельеры не роптали, ведь изначально букинг был, по сути, единственным сервисом по бронированию, который готов был работать с небольшими семейными гостиницами, хостелами, пансионами и прочими объектами размещения, которые раньше не пользовались особой популярностью у традиционных туроператоров. Многим отелям booking.com, по оценкам экспертов, даёт до 60–70% загрузки. Однако в последние годы ситуация начала меняться. Во-первых, на так называемые нестандартные объекты размещения сегодня всё больше обращают внимание и обычные туроператоры. Во-вторых, на рынке появилось множество аналогичных букингу сервисов по бронированию. Плюс к тому есть достаточное количество ресурсов, которые автоматически генерируют сравнительный анализ цен всех популярных сайтов по бронированию.
Вилла вместо отеля
Аналитики рынка отмечают, что в последнее время многие путешественники стали всё больше интересоваться возможностью арендовать жильё на короткий срок, вместо того чтобы останавливаться в гостинице. Что интересно: подобная тенденция прослеживается не только в эконом-сегменте, но и в люксовом. Возможно, свою роль здесь сыграл и мировой финансовый кризис. «На рынке появилось много игроков – сервисов по бронированию жилья – вилл и апартаментов – с конкурентным продуктом», – констатирует Дмитрий Горин.
Западные экперты отмечают, что в этом сезоне, например, количество бронирований через сервис airbnb, предлагающий краткосрочную аренду недвижимости, выросло чуть ли не в 10 раз. В некоторых странах хотельеры уже даже всерьёз подумывают о том, как бы вставить палки в колёса внезапно раскрутившемуся конкуренту.
«В Эстонии появились небольшие фирмы, которые снимают квартиры, чтобы потом сдавать их посредством сервиса Airbnb. При этакой схеме доходы от сдачи жилья могут быть в три раза выше расходов», – констатирует исполнительный директор компании 1Partner Kinnisvara Мартин Вахтер. При этом, по его словам, главным минусом сервисов, подобных Airbnb, являются потерянные налоги. Очевидно, однако, что за налоговой озабоченностью хотельеров на самом деле стоят попытки не допустить на рынок нового сильного игрока, который, похоже, и так уже увёл у них достаточное количество клиентов. «По сравнению с гостиницами Airbnb предлагает более широкий и интересный выбор жилья по приемлемым ценам. Пользователь может выбрать как койко-место, так и целую виллу», – констатирует Мартин Вахтер.