Версия // Культура // Об особенностях концертного сервиса в России и не только о нем

Об особенностях концертного сервиса в России и не только о нем

8991

Концертные фокусы. Часть 2

В разделе

Журналисты нашей редакции нередко посещают различные концерты. В преддверии Нового 2018 года, мы вновь решили задуматься о качестве концертного сервиса и, соответственно, концертного звука, являющегося одним из основных критериев оценки концерта зрителем в мире.

В ходе расследования выяснилось, что многие крупные концертные площадки Москвы весьма далеки от качественного звучания и предоставления полноценного концертного сервиса, хотя, по отзывам наших уважаемых респондентов (как зрителей, артистов, так и непосредственно промоутеров) люди хотят развлекаться и с удовольствием посещают шоу и концерты, проводимые на разнообразных площадках.

Для того, чтобы освежить в памяти тему, мы рекомендуем нашим читателям пересмотреть статьи за 2017 год о различных концертах и профильных выставках, размещенные на нашем сайте versia.ru в разделе «Культура»: «Мегатонные светила», «Наука шума», «Разговоры с духами», «69-глазая семья», «Настоящий вайб», «Битвы оркестров», «Воздушно-десантные силы», «Импровизации от Луки», «Отметелил», «Прорва блюза» и другие.

Также обращаю ваше внимание на далее приведенные цитаты из моей статьи «Особенности национального концертного звука», опубликованной уже 10 лет назад (в 2008 году) в известном, но, к сожалению, сегодня не выходящем издании под названием Music Box. Ссылки на эту статью сегодня можно найти, лишь глубоко зарывшись в интернет. Нам они важны в смысле временного мониторинга исследуемой нами темы и изменений, происходивших в ней. Далее мы сравним, как изменилось положение дел за упомянутый временной промежуток в отношении некоторых концертных площадок.

Но начнем статью с того, что мы вновь предложили нашим партнерам ряд вопросов по теме концертного сервиса и звука, как мы сделали в публиковавшейся до этого статье «Музыкальные фортели». Нас, к примеру, интересовал ряд моментов, связанных с точкой зрения промоутеров на проведенные ими концерты. Некоторые из наших партнеров любезно откликнулись и предоставили свои ответы и комментарии.

Например, Николай Синицын Финансовый директор АНОК TCI ответил на вопросы о том, какие концерты, проводимые компанией, были самыми удачными по посещаемости.

«У нас много было прекрасных концертов удачных по посещаемости. Отличный был фестиваль «MAXIDROM» с участием группы Rammstein в 2016 году. Собралось больше 35 тысяч человек. Удачное мероприятие? Я считаю, что очень удачное - и по количеству зрителей и по валовому сбору, по продаже билетов. Очень удачный концерт был в 2015 году у Robbie Williams в СК «Олимпийский». Почти аншлаг, пришло больше 20 тысяч зрителей! Валовый сбор тоже был практически рекордным. Также удачными были двойные концерты группы Rammstein в СК «Олимпийский». Это суммарно дало довольно большое количество публики».

Какие концерты вашей компании были самыми кассовыми, несколько цифр?

«Названные мною концерты были самыми кассовыми. Максимальное количество зрителей, прекрасные артисты и, следовательно, не низкие цены на билеты! Отсюда - хорошие валовые сборы».

Как отражается экономический кризис на сфере развлечений в концертно-клубной сфере?

«Про клубную сферу ничего сказать не могу, а в концертной – экономический кризис отражается по-разному. В Москве и Санкт-Петербурге не наблюдается спада, а наоборот рост, как ни странно. Мы видим все больше аншлагов на самых разных площадках: на маленьких, на средних и на больших. Мы видим новых артистов и много успешных мероприятий. Люди хотят развлекаться, несмотря на кризис. Да, цена на билеты играет существенную роль, но в целом в Москве нет спада, на наш взгляд.

Совсем по-другому обстоит дело в регионах. Там индустрия в период кризиса претерпела существенный спад. На сегодняшний день ситуация лучше не становится. Определенные артисты собирают концерты, но люди считают деньги: здесь играют роль качества артиста, так и цены на билеты. Поэтому немногие артисты собирают в регионах концерты. И мы видим, что большие иностранные проекты с большими бюджетами в данный момент по России не «турят».

Ваш прогноз по развитию концертной сферы развлечений в Москве в целом?

«Как я уже сказал, в Москве концертная сфера развивается в положительном направлении, и мы видим много хороших мероприятий. В целом прогноз такой, что в Москве ситуация не будет ухудшаться, а только улучшаться. Индустрия развивается и будет продолжать развиваться. В целом по стране также, но гораздо медленнее, индустрия развлечений в общем и целом будет также развиваться. Люди хотят посещать мероприятия с живыми выступлениями артистов: новых и уже известных артистов. Прогноз по развитию сферы развлечений, если мы конкретно говорим о концертной индустрии – положительный».

Занимающийся в ЦДХ работой с артистами Алексей Бурулев, рассказал, что в Центральном Доме Художника в 2017 году «полный зал собирали следующие артисты: Пикник, Несчастный случай, Леонид Федоров, Hang Massive, Петр Мамонов, Джозеф ван Виссем, Ирина Богушевская, Тимур Шаов, Flook, Ходячий Замок, Амасян, Сергей Калугин, Иващенко, Валерий Сюткин, Flёur, Dance Irish, Billy's Band; Модель для Сборки; тренинг Перукуа; лекция Татьяны Черниговской; творческие вечера Эдварда Радзинского и Станислава Белковского*; Детская площадка; Новогодние представления».

Провальными стали почти все вечера блюзового фестиваля, где «посещаемость варьировалась от 30 до 70 человек...». Средний чек на билеты составлял 1500 - 2000 рублей. Алексей отметил наличие «довольно широкого репертуара в ЦДХ. На любой вкус и любой возраст. От рок - концертов до моно спектаклей, тренингов и тематических лекций».

На наш взгляд, ЦДХ был и остается одной из наиболее адекватных выставочных и концертных площадок Москвы. Аренда концертного зала (в котором число зрительских мест составляет около 500), обходилась в 2017 году устроителям в сумму порядка 100 тысяч рублей. Такая ценовая политика, а также расположение зала в центре города позволяли выступать в ЦДХ самым различным артистам и коллективам. И на каждом концерте имелся свой благодарный зритель!

Сегодня мы знаем, что «мировые стандарты концертного звука», «клубного» сервиса, да и вообще пресловутые «стандарты качества», вводимые повсеместно в России с целью «повышения производительности труда» – бессмысленное сочетание! В чем измерить производительность труда организаторов или музыкантов при проведении концертов? Количеством пришедших зрителей и проданных билетов? Устанавливаемой ценой на билет? (Если ценой на билет, то производительность, безусловно, растет…))). Или литрами выжатого из зрителей и музыкантов пота? Громкостью звука? Но может быть, имеет смысл, обратить внимание на самый простой критерий – «нравится», «не нравится». И здесь оценки будут (как показывают опросы) субъективными и полярными!

Поэтому вводить, конечно, можно, многое, но как применить на практике «стандарты качества» в отношении проводимых концертов неясно. Каждый клуб или концертная площадка имеют свое неповторимое «лицо», сопутствующий сервис и индивидуальный звук, обусловленный требованиями по инсталлированию в них оборудования их владельцами и изначальной проектировкой помещения, часто размещенного не изолированно, а в общем большом здании. Для концертных площадок и их звука могут быть соблюдены лишь некие общие технические параметры звука и требования к сервису.

Рассмотрим их на примере крупного московского клуба ГЛАВCLUB GREEN CONCERT (экс- Yotaspace), находящегося в здании бывшего цеха завода на улице Орджоникидзе, где практически каждый день проводятся разнообразные мероприятия. Генеральный директор фирмы «Техника и Технология Театра» (ТТТ) Павел Дейнекин, изначально занимавшийся установкой оборудования в этом клубе, рассказывал мне, что «по желанию заказчика тогдашний ГЛАВCLUB (он носил название «Б1») был озвучен прямым звуком только на танцпол шириной 40 метров из расчета на вместимость в две тысячи человек и общее пространство клуба. Без учета ложи и вип-балкона».

Павел отмечал, что «при сдаче клуба в пользование были проверены все технические показатели помещения, в котором присутствует очень много металлических поверхностей. (Например, потолок из кровельного железа, стекла и несущих металлических конструкций – авт.). В связи с чем пришлось обработать стены звукопоглощающими материалами. В дизайн-проекте интерьера клуба было предусмотрено много деревянных поверхностей, что также способствовало улучшению акустических характеристик зала. Прямой звук в итоге превалирует над любым, отраженным на танцполе. То есть, на танцпол не влияет акустика зала. По мнению звукорежиссеров и инсталляторов в целом было достигнуто требуемое давление, соответствующая равномерность распределения звука, выставлены все нужные балансы».

Сегодня тематическая направленность ГЛАВCLUB GREEN CONCERT не ограничена! Клуб (как и ЦДХ) является без преувеличения одной из лучших концертных площадок Столицы! Владельцы клуба интересно «играют» с ценами на билеты, которые на компании от 4 человек можно купить по цене от 300 рублей и так далее. В нем проходят разностилевые рок-концерты, блюзовые и рэп-выступления, звучит электронная музыка. Проводятся дискотеки всех направлений. «Исходя из этих требований (а также для уменьшения вертикальных отражений звука от несущих конструкций) был рассчитан и линейный массив (включивший в себя портальный электроакустический комплекс и мониторную систему сцены), для которого была выбрана акустическая аппаратура известных брендов «Dynacord» и «Electro-Voice». В комплект звуковой обработки вошли также аналоговые пульты «Midas» и вспомогательное звуковое оборудование от бренда «Klark Teknik».

Насколько устраивает такой основной музыкальный комплект (чьи приборы достаточно просты в эксплуатации и имеют проверенное высокое качество) приглашенных для выступлений музыкантов и что можно было бы в нем улучшить – вопрос открытый. Бывали случаи, когда музыканты отказывались играть, как Брайан Ино. Звучали сомнительно, как Escimo Callboy. Средне, как Airbourne и Sleeping With Sirens. И вполне качественно, как музыканты из группы Ногу Свело, Arch Enemy или Tiger Lillies. И это «тянет» за собой другой важный момент, вернуться к обсуждению которого хотелось бы в дальнейшем. Не забегая вперед, отмечу, что, как и по ощущениям раньше, некоторое увеличение количества элементов линейного массива улучшило бы акустические свойства помещения и качества звука не только на танцполе, но и в других местах зала, учитывая большие объемы ГЛАВCLUB GREEN CONCERT.

Мы немного отвлеклись на техническую сторону вопроса, но это было необходимо сделать. Пока же я хочу остановиться на еще одном существенном моменте, который мы нередко упускаем из виду. Как уже отмечалось, многие клубы и концертные площадки (в том числе стадионы, ледовые и спортивные арены, в которых проводятся спортивные мероприятия) имеют разностилевую музыкальную направленность. Аппаратура, установленная в них, должна предусматривать использование под различные шоу – от рок-концертов – до дискотек.

Как рассказывал мне директор фирмы «Live Sound» Юрий Соколов, чья аппаратура нередко устанавливается на проводимых концертах в СК «Олимпийский»: в «Америке или Канаде проводится сложная акустическая обработка спортивных арен. Они приспосабливаются для концертной деятельности. В России подобная звуковая обработка происходит только в театрах, например, во МХАТе». СК «Олимпийский», на наш взгляд, сегодня также требует проведения масштабной модернизации. Но в целом, стоит отметить, что в мире найдется немного мест, построенных именно под проведение концертов, не говоря уже про исполнение конкретного стиля музыки (мы не имеем в виду консерватории). В России, с учетом всех экономических нюансов, таких залов почти нет! А концертная площадка должна себя окупать! Поэтому изначально она планируется владельцами под многофункциональное использование.

На этом пока остановимся. Мы рассматриваем проблему концертного сервиса (в том числе в преломлении концертного звука) с разных сторон. Проблема назрела. Мои опросы показывают, что зрители в России готовы платить адекватные деньги за билеты на концерт любимого артиста в размере от 2000 рублей и выше, посещая концерты примерно два раза в месяц. Они также психологически готовы к посещению достойных концертных площадок.

Вопрос решаем. В стране существуют не первый год работающие фирмы, которые готовы профессионально содействовать в решении обсуждаемых вопросов. У них есть в наличии необходимая аппаратура, опыт по ее установке, нужные специалисты и так далее. Дело за появлением и строительством адекватных концертных залов и в общей экономической ситуации в стране, когда выступления больших артистов становятся доступными не только в самых крупных мегаполисах.

P.S. В продолжение нашего исследования («Концертные фокусы», «Музыкальные фортели») мы планируем вернуться к обсуждению темы концертного сервиса и концертного звука, опросив выступающих в клубах музыкантов, звукорежиссеров, архитектурных акустиков, владельцев клубов и концертных залов, клубных арт-директоров, а также промоутеров и, конечно, зрителей.

Выражаю благодарность за конструктивную помощь при подготовке статьи: компании TCI - Николаю Синицыну, Анне Якиной; ЦДХ - Алексею Бурулеву, Игорю Васеневу, Ольге Реполовской, компании «Техника и Технологии Театра» - Павлу Дейнекину, компании «Live Sound» - Юрию Соколову.

Фотографии – автора. Заглавное фото - из заявленного к проведению в феврале 2018 года концерта Kraftwerk в СК «Олимпийский».

*
Станислав Белковский внесена Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.08.2020 13:08
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх