Версия // Культура // 13.09 Matisyahu наполнил вибрациями ГЛАВCLUB

13.09 Matisyahu наполнил вибрациями ГЛАВCLUB

7013

Настоящий вайб

В разделе

Матисьяху полностью оправдал свое имя и подтвердил, что фуррор на музыкальной мировой сцене, произведенный его первыми и последующими пластинками (которых на данный момент шесть), был совсем не случаен!

В анонсе «Король без короны» мы писали о том, что «уникальность стиля Матисьяху заключается в умении сочетать разнообразные техники исполнения и голосоведения: скороговорки в духе Джона Скэтмена, протяжный вокал, упругие ритмы драм-н-бейса и неожиданные ходы-синкопы, построенные по всем канонам ямайского ван-дроп-регги, и, конечно, освоенный им в совершенстве, битбокс».

Все подтвердилось! На московском концерте многие отметили глубокое понимание и отличное исполнение Матисьяху регги. Микширование ритмов регги с интересными даб и электронными сэмплами, в том числе заимствованными из старых классических регги-записей и искренность песен.

Матисьяху не пел и не произносил речитатив (в чем его отличие от североамериканского рэпа, где рэперы монотонно и однообразно проборматывают свои тексты). Его манера произносить текст, лежит скорее в области растаманского тостинга (toasting), где важно не начать петь. Единственно, у Матисьяху - высокий голос, а для тостинга важно наличие хриплого и низкого голоса и рваного ритма.

Откуда взялось у Матисьяху такое понимание регги? Не берусь утверждать однозначно, но думаю, что в его случае не обошлось без влияния не только знаменитого Боба Марли, но и таких совершенно непохожих друг на друга персонажей, как Ли «Скретч» Перри или Кинг Табби.

Вкратце напомним для читателей «Нашей Версии», что в целом истоки диджейского отношения к музыке следует искать в середине 1950-х годов на Ямайке, где из разъезжавших по дорогам грузовиков, оснащенных колонками, усилителем и проигрывателем грампластинок, доносились ритмы прыгучего самодельного ямайского ритм-н-блюза под названием ска и много чего еще. Такие кустарные предприятия назывались «саундсистемами».

Андрей Горохов в своей книге «Музпросвет», которую я рекомендую к ознакомлению, пишет много интересного о том, что с течением времени продвинутые «хозяева «саундсистем» пришли к выводу, что можно самим изготавливать музыку путем печатания 7-дюймовых сорокапяток. Сама музыка также развивалась. В 1967 году были внедрены versions – инструментальные версии регги-песен. В 1968 году оформился регги как музыкальный стиль. Ритм музыки продолжал замедляться, возрастало значение бас-партии, который получил название риддим (riddim – ритм). По сути, риддим не мелодичен. Он задает ритм. Общее количество классических риддимов оценивается примерно в 50 штук».

По теме

Даб-микс упоминаемого выше Кинга Табби «состоял в неожиданных включениях и выключениях дорожек, записанных на четырехдорожечной пленке регги сорокопяток, содержащих на своей оборотной стороне инструментальную версию. Реверберация или эхо, - то есть эффект гулкого и пустого помещения или постоянно повторяющиеся, как будто отражающиеся от стен звуки, - применялась к самым разным компонентам записи». Сегодняшний уровень развития электронных инструментов позволяет сполна воспроизводить и задавать любые нужные музыкантам звуки и ритмы, в том числе басовые. Отмечу, что даба на концерте Матисьяху было в избытке!

Также следует упомянуть и американского продюсера Фила Спектора, разработавшего в начале 1960-х годов оригинальную концепцию, получившую название Стена Звука (Wall of Sound). Не углубляясь в подробности, скажу, что фишка концепта, придуманного Спектором, состояла в том, что весь акустический спектр должен был быть заполнен: инструментами, массой голосов, гонгами, барабанами и пр. (Причем здесь Матисьяху скажем далее). Правда, скажем, что стремление к достижению идеала акустической роскоши подчас играет злые шутки с поп и рок-музыкальными продуктами, получающимися на выходе. Так как они страдают от чрезмерного насыщения и вылизанности записей, называемыми «перепродюсированием». Панк-рок конца 1970-х годов и его непричесанный «внучок» грандж конца 1980-х - начала 1990-х выступили с громким протестом против такого положения дел в музыке, но это уже совсем другая история…)

Возвращаясь к московскому концерту 2017 года, отмечу, что Матисьяху был без бороды. Его не слишком длинные волосы отсвечивали пепельным цветом, а сам музыкант немного напоминал в профиль Леонарда Коэна. Матисьяху высок ростом (почти два метра), подтянут. Для человека такой комплекции он много танцевал, пластично двигался, иногда (во время инструментальных проигрышей) ненадолго исчезал за кулисами и возвращался повеселевший)). Игрались в основном композиции с последнего на 2017 год альбома «Undercurrent». При их исполнении «живьем» чувствовался точный расчёт на внешний эффект, но с большой долей импровизации.

Также ощущалась продуманная структура песен, грамотно подобранные биты. Музыка была протяженной, никуда не торопящейся. Все звучало грамотно. Накатывало той самой вибрирующей «волной звука», о которой мы говорили выше. По моему мнению, выступление музыкантов порадовало не только любителей даб-музыки, но и просто любящих послушать что-то оригинальное зрителей.

В общем, во время концерта Матисьяху в ГЛАВCLUB GREEN CONCERT атмосфера была не то чтобы эмоциональной, но очень насыщенной, наэлектризованной пульсациями регги и электронного даба. Полотно шоу было подвешено на тонкой грани (словно ширма, разделявшая клуб в этот вечер напополам) трансовых медитативных техник, присущих скорее правильным музыкальным вечеринкам-пати на океанском побережье Гоа, чем московским клубным посиделкам. Народу было также не слишком много, поэтому послевкусие от концерта осталось волшебным.

Фотографии Автора.

Выражаем признательность за предоставленную аккредитацию Александре Поповой.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.09.2017 15:15
Комментарии 0
Наверх