Матисьяху полностью оправдал свое имя и подтвердил, что фуррор на музыкальной мировой сцене, произведенный его первыми и последующими пластинками (которых на данный момент шесть), был совсем не случаен!
В анонсе «Король без короны» мы писали о том, что «уникальность стиля Матисьяху заключается в умении сочетать разнообразные техники исполнения и голосоведения: скороговорки в духе Джона Скэтмена, протяжный вокал, упругие ритмы драм-н-бейса и неожиданные ходы-синкопы, построенные по всем канонам ямайского ван-дроп-регги, и, конечно, освоенный им в совершенстве, битбокс».
Все подтвердилось! На московском концерте многие отметили глубокое понимание и отличное исполнение Матисьяху регги. Микширование ритмов регги с интересными даб и электронными сэмплами, в том числе заимствованными из старых классических регги-записей и искренность песен.
Матисьяху не пел и не произносил речитатив (в чем его отличие от североамериканского рэпа, где рэперы монотонно и однообразно проборматывают свои тексты). Его манера произносить текст, лежит скорее в области растаманского тостинга (toasting), где важно не начать петь. Единственно, у Матисьяху - высокий голос, а для тостинга важно наличие хриплого и низкого голоса и рваного ритма.
Откуда взялось у Матисьяху такое понимание регги? Не берусь утверждать однозначно, но думаю, что в его случае не обошлось без влияния не только знаменитого Боба Марли, но и таких совершенно непохожих друг на друга персонажей, как Ли «Скретч» Перри или Кинг Табби.
Вкратце напомним для читателей «Нашей Версии», что в целом истоки диджейского отношения к музыке следует искать в середине 1950-х годов на Ямайке, где из разъезжавших по дорогам грузовиков, оснащенных колонками, усилителем и проигрывателем грампластинок, доносились ритмы прыгучего самодельного ямайского ритм-н-блюза под названием ска и много чего еще. Такие кустарные предприятия назывались «саундсистемами».
Андрей Горохов в своей книге «Музпросвет», которую я рекомендую к ознакомлению, пишет много интересного о том, что с течением времени продвинутые «хозяева «саундсистем» пришли к выводу, что можно самим изготавливать музыку путем печатания 7-дюймовых сорокапяток. Сама музыка также развивалась. В 1967 году были внедрены versions – инструментальные версии регги-песен. В 1968 году оформился регги как музыкальный стиль. Ритм музыки продолжал замедляться, возрастало значение бас-партии, который получил название риддим (riddim – ритм). По сути, риддим не мелодичен. Он задает ритм. Общее количество классических риддимов оценивается примерно в 50 штук».
«Наша Версия» подводит итоги книжного 2021 года
Даб-микс упоминаемого выше Кинга Табби «состоял в неожиданных включениях и выключениях дорожек, записанных на четырехдорожечной пленке регги сорокопяток, содержащих на своей оборотной стороне инструментальную версию. Реверберация или эхо, - то есть эффект гулкого и пустого помещения или постоянно повторяющиеся, как будто отражающиеся от стен звуки, - применялась к самым разным компонентам записи». Сегодняшний уровень развития электронных инструментов позволяет сполна воспроизводить и задавать любые нужные музыкантам звуки и ритмы, в том числе басовые. Отмечу, что даба на концерте Матисьяху было в избытке!
Также следует упомянуть и американского продюсера Фила Спектора, разработавшего в начале 1960-х годов оригинальную концепцию, получившую название Стена Звука (Wall of Sound). Не углубляясь в подробности, скажу, что фишка концепта, придуманного Спектором, состояла в том, что весь акустический спектр должен был быть заполнен: инструментами, массой голосов, гонгами, барабанами и пр. (Причем здесь Матисьяху скажем далее). Правда, скажем, что стремление к достижению идеала акустической роскоши подчас играет злые шутки с поп и рок-музыкальными продуктами, получающимися на выходе. Так как они страдают от чрезмерного насыщения и вылизанности записей, называемыми «перепродюсированием». Панк-рок конца 1970-х годов и его непричесанный «внучок» грандж конца 1980-х - начала 1990-х выступили с громким протестом против такого положения дел в музыке, но это уже совсем другая история…)
Возвращаясь к московскому концерту 2017 года, отмечу, что Матисьяху был без бороды. Его не слишком длинные волосы отсвечивали пепельным цветом, а сам музыкант немного напоминал в профиль Леонарда Коэна. Матисьяху высок ростом (почти два метра), подтянут. Для человека такой комплекции он много танцевал, пластично двигался, иногда (во время инструментальных проигрышей) ненадолго исчезал за кулисами и возвращался повеселевший)). Игрались в основном композиции с последнего на 2017 год альбома «Undercurrent». При их исполнении «живьем» чувствовался точный расчёт на внешний эффект, но с большой долей импровизации.
Также ощущалась продуманная структура песен, грамотно подобранные биты. Музыка была протяженной, никуда не торопящейся. Все звучало грамотно. Накатывало той самой вибрирующей «волной звука», о которой мы говорили выше. По моему мнению, выступление музыкантов порадовало не только любителей даб-музыки, но и просто любящих послушать что-то оригинальное зрителей.
В общем, во время концерта Матисьяху в ГЛАВCLUB GREEN CONCERT атмосфера была не то чтобы эмоциональной, но очень насыщенной, наэлектризованной пульсациями регги и электронного даба. Полотно шоу было подвешено на тонкой грани (словно ширма, разделявшая клуб в этот вечер напополам) трансовых медитативных техник, присущих скорее правильным музыкальным вечеринкам-пати на океанском побережье Гоа, чем московским клубным посиделкам. Народу было также не слишком много, поэтому послевкусие от концерта осталось волшебным.
Фотографии Автора.
Выражаем признательность за предоставленную аккредитацию Александре Поповой.