Министр обороны Сергей Шойгу встретился со студентами и преподавателями МГТУ им. Баумана. Одним из самых интересных итогов встречи стало заявление министра о создании в армии «научных рот», в которых студенты смогут пройти службу без отрыва от учёбы во время каникул. Новую программу обучения планируется ввести в 15–20 вузах страны. Смогут ли студенты восполнить кадровые дыры в призыве и принесут ли они хоть какую-то пользу армии?
Министр обороны Сергей Шойгу встретился со студентами
и преподавателями МГТУ им. Баумана. Одним из самых интересных итогов встречи стало заявление министра о создании в армии «научных рот», в которых студенты смогут пройти службу без отрыва от учёбы во время каникул. Новую программу обучения планируется ввести в 15–20 вузах страны. Смогут ли студенты восполнить кадровые дыры в призыве и принесут ли они хоть какую-то пользу армии?
Владимир КОМОЕДОВ, председатель Комитета Госдумы по обороне, бывший командующий Черноморским флотом ВМФ России:
– Профессорско-преподавательский состав ведущих вузов страны давно предлагал ввести систему 3+3+3, а оставшиеся 3 месяца просто простить. Поэтому я не удивлён, что министр обороны встречался со студентами и преподавателями. Но я удивлён, что министр поддержал эту идею, более того, заявил, что в армии возможно создание «научных рот». Но, простите, если студентам создать такую комфортную жизнь, ещё и простить три месяца службы, то кто вообще в армии останется? Мы дожили до того, что не знаем кому, зачем и во имя чего идём служить. Раньше служили за Родину, за Сталина, а сейчас говорят – подумаешь, три месяца недослужил, ничего же не случится. Студентам, мол, можно всё простить. А служить кто будет? Число призывников в России сокращается: в этом году их насчитывается более 650 тыс., а уже в следующем будет только 580 тысяч. В прошлом году 201,5 тыс. юношей избежали получения повесток, а из тех, кому удалось вручить повестки, уклонистами стали 8790 человек. Кроме того, каждый пятый призывник имеет высшее образование. Когда я был командиром корабля, то нуждался именно в призывниках-студентах или ребятах, которые приходили служить после института. До сих пор помню, какие это были грамотные люди! Свою индивидуальность, свои способности они использовали во благо армии. Их не надо было учить, они сами прекрасно разбирались и были великолепными операторами ракетного комплекса, управляющими огнём на кораблях. Командиры кораблей молились на таких призывников. А сейчас армию хотят лишить таких специалистов.
Махмут ГАРЕЕВ, президент Академии военных наук, генерал армии в отставке:
– Пока звучат лишь предложения преподавателей и студентов учебных заведений. Министр обороны некоторые предложения посчитал вполне разумными. Но для того, чтобы понять, к чему подобные вещи могут привести, необходимо чётко проработать каждый пункт и понять, как он укладывается в общую концепцию военной реформы.
Без надобности ни один вопрос не надо усложнять. Но в то же время, если армия хочет заинтересовать и подключить к сотрудничеству больше талантливых молодых людей, то «научные роты» для этого хорошо подходят. Сейчас очень важны прорывные идеи. В мировом пространстве зацепиться за общие технологические идеи уже невозможно – давно всё схвачено, поэтому нужно искать новые направления. А для этого нужны новые умы, светлые и ничем не затуманенные мозги. Найти их сложно, если не менять форму службы, форму учёбы. В современном мире надо искать форму взаимодействия армии, общества и науки. Так что идеи прозвучали здравые, но проблема в том, как они практически будут осуществляться.
Сергей КРИВЕНКО, координатор общественной инициативы «Гражданин и армия»:
– Разговоры о том, что студентам пора дать возможность проходить военную службу без отрыва от образования, идут давно. И в принципе это довольно здравая идея, которая возникла в ходе обсуждения военной реформы, перехода армии на контракт. Вопрос только в том, как грамотно её реализовать. Во-первых, такой подход к воинской службе должен быть добровольным. Во-вторых, призывники-студенты должны, конечно, направляться не в реальные воинские части, а в учебные части. Пока у нас нет армии по контракту, то такая квазислужба вполне приемлема. По-моему, реальной армии военнослужащие по призыву уже давно не нужны. Армия и правительство это демонстрируют.
В то же время пока призыв сохраняется, то армию можно реально использовать для других целей, например для получения военных специальностей, для подготовки, для нахождения в резерве и так далее. Поэтому предложение дать возможность студентам подучиться военной специальности, но при этом оставаться в рамках института и не направляться в реальные воинские части на один год вполне адекватное. Сейчас же после окончания института ребят призывают на один год, и это очень и очень нехорошо – по сути дела, подготовленный специалист, профессионал, из-за призыва теряет год, не работает по специальности, отстаёт по карьерной лестнице по сравнению с девушками. За этот год в армии у такого военнослужащего всё, чему он учился, выбивается из головы. Именно поэтому преподаватели институтов и выступили с подобным предложением. В целом идея здравая, но в её рамках обязательно должны быть обсуждения и различные предложения.
А что касается формирования «научных рот», то это вообще нонсенс. Думаю, что это просто высказанное предложение и оно вряд ли когда-то будет реализовано. Создавать подобие шарашек бессмысленно. В советское время существовали такие шарашки, но они показали свою неэффективность даже в условиях мобилизационного времени, когда ставилась задача – за год по сворованному образцу создать аналог.