Версия // Общество // Неоплаченные квитанции станут причиной ужесточения наказаний для водителей

Неоплаченные квитанции станут причиной ужесточения наказаний для водителей

1616

Проштрафились

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Судебные приставы предлагают избавить российских автолюбителей от денежных взысканий за мелкие нарушения ПДД, заменив их предупреждениями. В основе столь щедрой инициативы лежит простой расчёт: штрафы «дешевле» 300 рублей государство взыскивает себе в убыток. Между тем эксперты опасаются, что это начинание обернётся очередным ужесточением санкций.

В прошлом году Федеральная служба судебных приставов (ФССП) запустила 9,8 млн. исполнительных производств по взысканию штрафов за нарушение Правил дорожного движения (всего автоинспекторы выписали около 41 млн. штрафных квитанций). «Однако в 20% случаев во время проверок выясняется, что штрафы, которые мы намеревались взыскать, уже уплачены», – посетовал глава ведомства Артур Парфёнчиков, выступая на недавнем «круглом столе» в Госдуме. Таким образом, если .«Кроме того, возбуждая исполнительное производство в отношении уплативших штрафы граждан, мы фактически нарушаем их права», – добавил чиновник.

Отметим, что проблемы с отслеживанием взысканий начались после того, как нарушителей освободили от обязанности извещать гаишников об уплате штрафа, то есть относить копию квитанции в отделение ГИБДД (соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях вступили в силу с 1 января 2008 года). И хотя согласно Бюджетному кодексу отслеживать штрафы должно МВД, механизм мониторинга до сих пор не отработан.

Между тем, напомнил директор ФССП, у Госавтоинспекции имеется собственный эффективный метод воздействия на нерадивых водителей, который, по его мнению, «используется не в полной мере». Речь идёт о ч.1 статьи 20.25 КоАП (неуплата административного штрафа в срок). Она предусматривает наложение штрафа в двойном размере или административный арест до 15 суток и должна применяться до того, как за дело возьмутся судебные приставы. Однако в большинстве регионов данное положение не работает. Так, в минувшем году по этой статье было возбуждено чуть больше 300 тыс. дел, то есть лишь в 3% случаев неуплаты. Тем временем в субъектах Федерации, где эта мера активно применяется, собираемость штрафов достигает 90% (в среднем по стране этот показатель в прошлом году составил 43%, а в связи с кризисом стал ещё ниже).

Кроме того, г-н Парфёнчиков считает необходимым упростить порядок оплаты полученных на дороге квитанций. С ним согласен и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Ведь проблема неуплаты штрафов и как следствие излишней работы судебных приставов заключается как раз в том, что нам просто неудобно их платить, – заявил он «Нашей Версии». – Чтобы её решить, надо предоставить водителям возможность делать это буквально на каждом шагу: в магазине, на работе (например, штрафы можно вычитать из зарплаты), на посту ДПС или прямо на дороге – пусть на пузе у гаишника болтается портативный терминал (кстати говоря, нам одно время обещали такое ноу-хау). Словом, сделайте удобную систему оплаты – и не придётся бегать по квартирам собирать деньги».

И, наконец, самое интересное предложение от главы ФССП – отменить материальные санкции за незначительные правонарушения. По его словам, вместо штрафов до 300 рублей – а на них, что примечательно, приходится две трети всех налагаемых инспекторами взысканий – следовало бы ввести систему административных предупреждений, а штрафовать только за систематическое несоблюдение правил и уже на «значительную сумму».

По теме

«Приставам действительно невыгодно выбивать мелкие долги, – подтвердил нам г-н Травин. – Но это же смешно – не выписывать штрафы только потому, что их невыгодно взыскивать. Если законодатели решили, что денежные взыскания – это действенная мера наказания, значит, будьте добры их собирать. Не умеете работать – распишитесь в своей беспомощности».

При этом эксперт не советует автолюбителям радоваться раньше времени. «Я думаю, что это лишь хорошо завуалированная акция по повышению штрафов, – поделился с нами Виктор Николаевич. – Естественно, гаишники никогда не согласятся выносить предупреждения вместо того, чтобы бить рублём. Потому как основная задача ГАИ отнюдь не обеспечивать безопасность на дорогах, а собирать деньги для бюджета, и количество выписанных штрафов является одним из показателей эффективности её работы. А поскольку без мнения и участия Госавтоинспекции никакие изменения в автомобильное законодательство у нас не вносятся, эта инициатива вряд ли найдёт поддержку у депутатов. Так что скорее всего дело закончится тем, что штрафы увеличат до тех размеров, которые удобно и экономически выгодно собирать судебным приставам. Видимо, в ближайшее время минимальную планку поднимут по крайней мере до 500 рублей». Для справки: сейчас в России средний штраф за нарушение ПДД составляет 231 рубль.

Правда, сами «хозяева дорог» уверяют, что на сегодняшний день не видят необходимости ужесточать штрафные санкции. «Каждое изменение нормы закона требует подкрепления статистикой и другими аргументами и должно очень тщательно прорабатываться», – сказал заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.03.2009 12:20
Комментарии 0
Наверх