Версия // Общество // Большинство региональных аэропортов будут ликвидированы «за неимением средств»

Большинство региональных аэропортов будут ликвидированы «за неимением средств»

1727

Без посадки

Слова из песни «только самолётом и можно долететь» в современной России потеряли актуальность Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

План Минтранса по созданию в России разветвлённой сети международных и региональных аэропортов может пойти насмарку. В первую очередь экономический кризис ударит по региональным аэропортам. На их работе резкое падение пассажиропотока скажется особенно сильно. По мнению гендиректора новосибирского аэропорта Толмачёво Алексея Чертенкова, в 2009 году Россия может недосчитаться 10–15 аэропортов. «Кризис добьёт тех, кто ещё мало-мальски держится на плаву», – заявил он. Некоторые эксперты называют гораздо большую цифру, учитывая провинциальные малые аэропорты.

Главная причина – падение пассажиропотока. Статистику во многом подпортили чартерные рейсы. Как говорится на сайте Росавиации, в новогодний пик с 27 декабря 2008 года по 10 января 2009 года авиакомпании выполнили 931 чартерный рейс, тогда как годом ранее их было вдвое больше (1730 рейсов). Снижение доходов населения из-за кризиса сокращает количество полётов, а значительная доля пассажиров – это туристы. Туроператоры забили тревогу ещё в октябре – тогда продажи новогодних туров упали примерно на 30–40%. Спад произошёл пропорционально по всем видам перевозок: чартерным и регулярным рейсам, внутренним и международным направлениям.

Наиболее уязвимы внутренние региональные маршруты, особенно за Уралом. Авиакомпании сокращают количество маршрутов и частоту полётов. Так, например, «Аэрофлот» стал вдвое реже летать в Пермь. По мнению экспертов, из-за падения спроса на авиаперевозки авиакомпании в ближайшее время начнут массово сокращать маршруты, частоты по ним, а также парк самолётов, что впоследствии приведёт к закрытию многих региональных аэропортов.

Пассажиропоток снизился, в частности, в барнаульском аэропорту, на 20%, тюменское Рощино зафиксировало снижение на 15,6%, екатеринбургское Кольцово – на 15,9%, Омский аэропорт – на 27,5%. Пассажиропоток новосибирского Толмачёва по сравнению с январём прошлого года снизился на 25%.

Напомним, в ноябре 2008 года премьер Владимир Путин подписал подготовленную Минтрансом стратегию развития транспортной отрасли до 2030 года. В части развития авиационного сектора одна из целей стратегии – формирование опорной сети авиаузлов (хабов), которые станут основой для грузовых и пассажирских транзитных и внутренних потоков. Российские чиновники хотели построить воздушную сеть по западной модели: аэропорт-хаб (от англ. hub – «ось», «ступица») является центром колеса, к которому идут спицы. Спицы – это короткие, фидерные авиалинии, соединяющие провинциальные города с центром региона, а ось – магистрали, или коллекторные линии, соединяющие крупные города, в том числе за рубежом. Смысл системы, которой уже давно пользуются все развитые страны, заключается в том, чтобы собирать малые фидерные потоки и направлять их в коллекторы.

Множество «спиц», соединяемых через «оси», образуют обширное маршрутное поле. В России же пока все дороги ведут в Москву, а на территории за Уралом самолёты летают как маршрутные автобусы. Между начальной и конечной точкой «маршрутка» высаживает или забирает пассажиров в городах, над которыми проходит маршрут. Хаб же будет собирать пассажиропотоки с большого числа городов и перераспределять их на состыкованные рейсы. Система распределительных аэропортов – альтернатива существовавшей в Советском Союзе системе авиасообщений по принципу «каждый с каждым», когда небольшие города имели прямое сообщение с Москвой. В результате рейсы были полупустыми. Одним из основных примеров хабовой технологии являются международные рейсы авиакомпании Lufthansa. Например, из Москвы напрямую (за редким исключением) можно улететь только в Мюнхен и Франкфурт-на-Майне. Во все остальные города можно добраться только с пересадкой. Хабами помимо трёх московских аэропортов (Шереметьево, Домодедово и Внуково) должны стать воздушные ворота Ростова-на-Дону, Самары (Курумоч), Уфы, Екатеринбурга (Кольцово), Новосибирска (Толмачёво), Красноярска (Емельяново) и Хабаровска.

По теме

Главный принцип, который лежит в основе строительства опорной сети аэропортов, – государственно-частное партнёрство (ГЧП). На первом этапе, который прописан в федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы», предполагается, что объём финансирования авиаотрасли составит 1,25 трлн. рублей. Из них 295 млрд. рублей будет выделено из федерального бюджета, 27,9 млрд. рублей – из бюджетов Федерации, а львиную долю – 927,6 млрд. рублей – составят внебюджетные средства. Станут ли частные инвесторы в нынешних условиях вкладывать в транспортную инфраструктуру – большой вопрос.

У многих потенциальных инвесторов уже начались проблемы, и с инвестициями в транспортную инфраструктуру придётся повременить. Учитывая сегодняшнее состояние отрасли, присутствовать на этом рынке могут себе позволить лишь крупнейшие финансово-промышленные группы. Значимым игроком на рынке является структура Олега Дерипаски «Базэл». Она управляет аэропортами Сочи, Краснодара, Анапы и Геленджика, владеет «Авиалиниями Кубани», занимается продажей топлива в аэропортах. Также на звание инвесторов до последнего времени претендовали УК «Лидер» и «Ренова». Учитывая экономические сложности, вышеуказанные компании могут повременить с аэропортами. Региональные аэропорты может спасти только государство, однако и оно сейчас предпочитает экономить деньги.

Но больше всего пострадают маленькие региональные аэропорты, которые должны быть соединены с хабами. Сегодня они просто экономически не оправдывают своего существования. Как правило, у них один рейс до Москвы и ещё один, в летнее время, до Сочи. Например, это аэропорты Иваново или Саранска. По мнению экспертов, чтобы выжить, можно предлагать выгодные условия авиакомпаниям для базирования на своих площадках или развивать чартерные программы, но в условиях кризиса осуществить это сложно, поэтому для многих единственной возможностью для существования остаётся поддержка из регионального бюджета.

Испытывают трудности почти все мелкие аэропорты. Так, аэропорты Ижевска в Удмуртии последнее время практически не посещают пассажиры. Они предпочитают добираться до дома по автомобильным и железным дорогам. Из-за этого ни одна из крупных авиакомпаний не проявляет интереса к пассажирским перевозкам из Ижевска, а единственным пассажирским и грузовым перевозчиком является «Ижавиа», но и «монополист поневоле» испытывает трудности. Пока самолёты «Ижавиа» выполняют рейсы в Москву (по два рейса в день по будням и по одному – в выходные). До недавнего времени самолёты летали и в Санкт-Петербург. В дальнейшем возможно сокращение количества рейсов в Москву. Между тем падение спроса наблюдается не только на пассажирские, но и на коммерческие перевозки.

Проблемы нефтяных компаний, вызванные кризисом, заставляют их отказаться от приглашения рабочих на вахты на Север. Как правило, чартерные рейсы с рабочими совершаются в Новый Уренгой, Нижневартовск и требуют значительных затрат.

Крайне редко совершают рейсы и грузовые самолёты. Объём грузов, перевозимых самолётами «Ижавиа», составляет не более 15–20 тонн в месяц. Аналогичная ситуация сохраняется практически во всех городах, кроме крупных центров.

Эксперты сходятся во мнении, что меньше всех пострадает Московский регион. Согласно ФЦП в общей сложности на комплексное развитие и реконструкцию Шереметьева, Домодедова и Внукова только до 2015 года планируется потратить свыше 100 млрд. рублей. Наибольшие амбиции и надежды – у Внукова. Создаваемая новая национальная компания «Авиалинии России» («Росавиа») скорее всего будет там базироваться. Впрочем, как стало известно на прошлой неделе, выход на рынок авиакомпании «Росавиа» откладывается. Руководители участников авиаперевозчика договорились, что в течение летнего сезона они не будут объединены, и даже не согласовывают расписания, хотя ранее это было в планах. Напомним, в будущую авиакомпанию войдут AiRUnion, «Оренбургские авиалинии» «Кавминводыавиа», «Владивосток Авиа», «Дальавиа», «Сахалинские авиатрассы», ГТК «Россия», а также «Атлант-Союз».

Помимо реконструкции столичного аэропорта Внуково его основной владелец (московское правительство) собирался принять активнейшее участие в реконструкции региональных аэропортов. В их число, в частности, входили аэропорт Нижнего Новгорода и аэропорт Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации в Баратаевке. Однако в условиях финансового кризиса столичные власти решили приостановить программу реорганизации 17 региональных аэропортов. Исключение сделано для аэропорта Иваново-Южный, в реконструкцию и переоснащение которого уже было вложено более 2 млрд. рублей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.03.2009 13:24
Комментарии 0
Наверх