Версия // Конфликт // Нефть с хлоридами из Азербайджана остановила несколько НПЗ в Европе

Нефть с хлоридами из Азербайджана остановила несколько НПЗ в Европе

3894

Грязная нефть Баку

Нефть с хлоридами из Баку остановила несколько НПЗ в Европе (фото: commons.wikimedia.org/ mario)
В разделе

Это событие оказалось в информационной тени на фоне СВО и готовящейся встречи Президентов России и США, хотя при другой европейской повестке оно бы заняло первые полосы западных СМИ. Азербайджан поставил в Европу большую партию нефти, сильно загрязненной органическими хлоридами, которые выводят из строя оборудование нефтеперерабатывающих заводов. В этой статье мы расскажем, какие страны пострадали от азербайджанской нефти и что происходит с танкером, который эту нефть доставил в Европу.

Роль Азербайджана в условиях санкций против России и чем опасна нефть с органическими хлоридами

Азербайджан при поддержке таких разных геополитических игроков, как Турция, Великобритания и Израиль, занимает всё более жёсткие антироссийские позиции. Политическое противостояние дополняется экономическими амбициями Президента Азербайджана Ильхама Алиева на роль поставщика органического топлива в Европу после введения Евросоюзом экономических санкций против России. Всё более явным является и сближение Украины и Азербайджана. На бензине и дизельном топливе из этой каспийской республике работают моторы украинских боевых машин. В последнее время Россия нанесла удар по этой связке, лишив возможности заработать денег на войне азербайджанскому бизнесу. Сначала в ходе СВО были разрушены Кременчугский и Дрогобычский НПЗ, на которых перерабатывали азербайджанскую нефть марки Azeri Light, а совсем недавно в Измаиле была уничтожена газокомпрессорная станция «Орловка», которая является центральным звеном Южного газового коридора между Украиной и Азербайджаном. Специалисты говорят, что есть еще одна станция. Вероятно, следующий удар будет по ней. Иными словами, возможности экспорта в Украину пресекаются. Остается экспорт в Европу. На самом деле надо понимать, что объёмы нефти и газа, которые может предоставить Баку, не очень велики. Но, тем не менее, в сложившейся ситуации, для Евросоюза любые, но стабильные поставки, что называется «в кассу», поэтому европейские страны охотно покупают нефть из Баку, тем более, что оператором поставок является такая крупная компания, как британская ВР.

Для понимания того, что произошло, необходимо сделать небольшое отступление. Нефть, как органическое соединение, может быть загрязнена различными примесями, что как минимум, снижает её стоимость, а как максимум, заставляет покупателя отказаться от покупки. На любом нефтяном терминале, в любой стране, прежде чем принять партию нефти, проводят её химический анализ. Если говорить о хлоридах, то опасность такой загрязненной нефти для любого НПЗ в следующем. Ректификационные колонны высотой десятки метров, которые являются главным элементом любого НПЗ, предназначены для такой сложной операции, как каталитический крекинг. Конструктивно, в этих колоннах расположены километры трубопроводов, которые рассчитаны на работу с чистой нефтью. Нагреваясь, органические хлориды распадаются на соляную кислоту и фтор. Соляная кислота начинает разъедать сталь труб и резервуаров. Выделяемый при реакции хлор разрушает специальные катализаторы – гранулы платины и палладия. А они стоят дороже золота. Поэтому ремонт оборудования НПЗ после переработки грязной нефти выливается в круглую сумму, ремонт длится несколько месяцев. Нефтяники стараются до этого не доводить. Выход простой Грязную нефть разбавляют чистой до уровня, когда содержание органических хлоридов не представляет опасности для оборудования НПЗ.

Италия, Чехия, Австрия

По теме

Сначала расскажем о тех странах, которые отделались лёгким испугом. Всего через Румынию была получено 184 000 тонн сырой нефти с органическим хлоридами значительно превышающие норму. Часть партии предназначалось Италии для НПЗ в Ливорно, принадлежавший компании «Eni». Там оперативно прекратили переработку и сейчас пересматривают графики закупки и переработки нефти. Чешская компания «Orlen Unipetrol» получившая по нефтепроводу TAL свою партию, так же подтвердила о концентрации хлорида значительно выше нормы и не пустила эту нефть в переработку. Лучше всех ситуация в Австрии. Компания OMV просто еще не получила свою партию, из-за поступившей информации отказалась от неё и сейчас активно ищет альтернативные поставки. Но хуже всех оказалось в Румынии.

Румыния и Турция

Хуже всех ситуация сложилась в Румынии. Партия загрязненной нефти объемом 92 000 тонн пришла на танкерах с 16 по 18 июля в порт Констанца из Турции. Проведенный анализ на приемном терминале порта показал превышение нормы хлоридов в разы. Ситуация оказалась настолько острой, что власти ввели режим экономического ЧП. От всей партии азербайджанской нефти румынские власти отказались, и сегодня срочно ищут альтернативу. Чтобы румынские НПЗ не простаивали, Правительство Румынии дало разрешение нефтяной компании «OMV Petrom» взять из стратегического запаса страны 80 000 тонн сырой нефти и 30 000 тонн дизельного топлива. Всё это почти гарантирует резкий рост бензина и дизельного топлива в стране. Румынский НПЗ «Petrobrazi» был вынужден закачать грязное топливо в специальные аварийные хранилища. Британская ВР, которая, напомним, является оператором добычи нефти в Азербайджане и нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан, проблему признали. «Результаты оценки подтверждают наличие органических хлоридов в некоторых резервуарах на терминале Джейхан. Были приняты соответствующие меры по изоляции этих резервуаров» – сказал руководитель BP Azerbaijan Тамам Баятлы.

Распространение грязной партии нефти началось с турецкого терминала Джейхан. Эта партия нефти не предназначалась для турецких потребителей, поэтому пострадал только терминал. С 17 по 23 июля терминал в турецком порту был закрыт. Насколько он был поврежден грязной нефтью, не сообщается. Но партия для Румынии ушла потребителям.

Блуждающий танкер

Пока ВР разбиралась с составом партии нефти, в Джейхане успели загрузить ещё один танкер и отравить его потребителю. Речь идёт о танкере «Delta Blue» с грузом 158 000 тонн азербайджанской нефти, общей стоимостью около 70 миллионов долларов. Танкер вышел из Джейхана 17 июля. По первоначальным данным АИС конечным пунктом был порт одной из стран Северо-Западной Европы. Однако, после того, как информация о загрязнении нефти попала в профильные СМИ, маршрут танкера изменился. С 25 июля он стал маневрировать в Атлантическом океане. Другими словами, танкер просто ходил по кругу. АИС танкера о пункте назначения высвечивает фразу: «Режим ожидания указаний». То есть получатели груза отказались от него, а собственники не могут продать партию грязной нефти. «Delta Blue» маневрирует в Атлантике уже третью неделю. Судя по всему, владельцев груза и владельцев танкера ожидают немалые убытки.

В чем причина произошедшего?

По теме

Сразу оговоримся – в СМИ называются самые разные причины, вплоть до весьма экзотических. Начнем с Баку. Как известно, нефтяной промысел на Каспии старый, нефть там начали добывать еще в XIX веке. Не секрет, для добычи из таких во многом выработанных пластов. Нефтяники добавляют в них специальные растворы, которые разжижают нефть.

Версия первая. Это технологический сбой Бакинских нефтяников. Правда у этой версии есть слабое место. На всем протяжении трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан ведется контроль, и «запустить в трубу» некачественную нефть по идее невозможно.

Вторая версия. Внешнее воздействие. Различные стороны высказывают самые разные варианты. В Румынии на полном серьезе считают, что не обошлось без России (ну а как же иначе?). Там утверждают, что диверсия была проведена на нефтепроводе. Его длина – 1 700 км. Специалисты подсчитали. что для достижения нужного эффекта, необходимо несколько баков с хлором, который нужно каким-то образом закачать в нефтепровод. Но и в этой версии есть нестыковки. Сам трубопровод почти весь проходит под землей. Давление в трубе – 70 Бар. Трубопровод оборудован системой сигнализации SCADA, которая фиксирует перепады давления и изменение химического состава. Так что просто просверлить дырку и залить в неё хлор не получится.

Есть версии конспирологические, разработанные по принципу «кому произошедшее выгодно». Удивительно, но часть экспертов подозревают в произошедшем … США. Действительно, если американцы нацелились на европейский энергетический рынок, то конкуренты им совсем не нужны. Есть ключевые точки, в которых, теоретически, можно добавить в нефть хлор. Это нефтяная платформа, на которой эта нефть добывается. Вторая возможная точка – это береговой терминал Сангачал, где нефть собирается и проходит первичную сепарацию – удаление воды, солей и других нежелательных примесей. Именно на нем по технологии хлорорганика должна быть удалена. Ну, и, наконец, турецкий терминал в Джейхане. На всех трех объектах достаточно жёсткий режим. Последняя версия касается участия Великобритании. Казалось бы, совершенно нелогичное предположение – ВР теряет массу денег от скандала, он ей совершенно не нужен. Но есть еще и геополитические интересы Великобритании. Есть много вопросов к сегодняшней политике Баку, и вероятность нанесения сокрушительного репутационного удара по Алиеву вполне имеет право на существование.

А удар получился действительно сильный. Агентство «Reuters» сообщило, что скидки на Azeri Light достигли четырехлетнего максимума – 10$ за баррель. Баку терпит невероятные убытки. ВР, естественно, проводит проверку, но на результаты никто особенно не надеется. Кроме этого, под ударом оказалась Молдова и частично Украина. Теперь они, вполне вероятно, будут испытывать дефицит топлива. Нефть, всё-таки, до сих пор стратегический товар.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.08.2025 11:10
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх