// // Нечестных политиков выведут на чистую воду с помощью иностранцев

Нечестных политиков выведут на чистую воду с помощью иностранцев

432

Заграница банкует

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

В последние годы громких скандалов и сенсационных разоблачений, возникающих в ходе избирательных кампаний, становилось всё меньше. Но скоро всё разительно изменится. На днях президент подписал указ, допускающий проверку имущественных деклараций кандидатов на выборные должности в федеральные и региональные органы власти и местного самоуправления.

Проверять, таким образом, смогут всех: от губернаторов и депутатов Госдумы до глав регионов и руководства муниципалитетов. На первый взгляд указ немного странный: силовики в нём не нуждались, они и так наделены подобным правом. Вот только, кажется, не всегда им охотно пользуются. Внимание, вопрос: а кто ещё сможет такие проверки инициировать, помимо силовиков? Не поверите: даже иностранные банки и общественные организации. Теперь и они смогут публиковать финансовые и прочие данные наших кандидатов – другими словами, компромат. Выходит, отныне загранице позволено напрямую влиять на исход российских выборов всех уровней. Но зачем?

Казалось бы, если иностранцев решили наделить возможностью непосредственно влиять на избирательный процесс, то к чему было ограничивать деятельность зарегистрированных в нашей стране общественных организаций, существовавших на заграничные пожертвования? Ведь последние тоже порой занимались тем, что продавливали одних кандидатов и топили других. Оказывается, всё просто. Как правило, весь компромат, вбрасываемый местными общественниками, при проверке не находил подтверждения. Почему? Возможно, по той причине, что у правозащитников не хватало ресурсов качественно проводить собственные расследования. А воспользоваться западной информацией напрямую они не могли: дело в том, что российское законодательство запрещало иностранным банкам и международным организациям инициировать проверки в отношении действующих чиновников, равно как и финансовое и кадровое участие в выборах любого уровня.

Приходилось поступать так: грантодатели информировали ту или иную подшефную общественную организацию о неких нарушениях, якобы имеющих место, но не сообщали подробности. Правозащитники должны были сами «докрутить» сюжет, но у них это, как правило, не получалось. Мало того, если какая-то газета рисковала опубликовать информацию, полученную от правозащитников, то зачастую штрафовали именно журналистов, а не общественников. И со временем у региональной прессы вообще отпало желание публиковать сомнительные данные представителей «третьего сектора». А в это время якобы оболганные кандидаты преспокойно обустраивались во властных структурах. Сейчас же всё существенно изменится, и разговор российской власти с иностранцами будет вестись таким образом: если у вас есть в чём обвинить наших кандидатов, и имеются соответствующие доказательства – обвиняйте сами, напрямую, а не задействуйте беззубый российский «третий сектор». Но готовьтесь нести ответственность за каждое предъявленное обвинение. В ЦИК уже заверили: практика представления подобной информации банками, в том числе и не российскими, вреда не принесёт.

Безусловно, Кремлю подобный расклад выгоден. Нередко бывает так, что наши правоохранители – по разным причинам – не слишком охотно разбираются, есть ли у того или иного депутата или чиновника вклады в зарубежных банках. Особенно неважно обстоит дело в регионах: для российской глубинки всё ещё актуальна поговорка «рука руку моет». И отчего бы в такой ситуации не воспользоваться информацией со стороны, если она действительно имеет место? В общем, из иностранных НКО и банков может получиться неплохой фильтр для российского политического бомонда. Впрочем, не исключены и провокации со стороны иностранных банков, считает известный политолог Сергей Марков. Хотя, по его же словам, пока трудно себе представить, что какой-то банк решит влиять на исход выборов в России. А возможность не только правового, но и политического влияния на нерадивых чиновников дорогого стоит.

По теме

По экспертным оценкам, ожидать от представителей зарубежных банков, что они поспешат воспользоваться открывающейся перспективой напрямую, не приходится. Скорее будет так: они станут охотнее и подробнее отвечать на запросы российских правоохранительных органов и средств массовой информации, чего раньше не делали. Возможно, преследуя при этом и свои собственные цели.

В общем, изменения скорее пойдут на пользу нашему обществу, хотя кое-что в этих изменениях всё-таки настораживает. А именно фактическое упразднение понятия банковской тайны. Да, «сдать» с потрохами чиновника, прячущего нетрудовые доходы за рубежом или отмывающего там же непонятно чьи деньги, – дело хорошее. Но как быть с тем, что упрощается сама процедура получения информации о клиентах банков? Эксперты уже бьют тревогу и обвиняют международную Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) в том, что акты этой организации «сделали банки другими», не столь надёжными, как раньше.

Опубликовано:
Отредактировано: 26.06.2013 15:23
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх