// // Насколько безопасно применение реагентов на тротуарах, дорогах и во дворах?

Насколько безопасно применение реагентов на тротуарах, дорогах и во дворах?

600

Не посолишь – не поедешь?

РИА Новости
РИА Новости
В разделе

Каждый год на всём протяжении зимы мы стараемся носить не очень красивую, по практичную обувь – чтобы не промокала и не разваливалась, оттого что ходить приходится по «расквашенным» от реагентов тротуарам. Да и верхнюю одежду выбираем не лучшую: не ровён час окатит грязной жижей мчащееся по дороге авто. Работники жилищно-коммунального хозяйства при этом неизменно твердят: вся эта химия безопасна. Так ли это на самом деле, решили спросить мы у независимого эксперта – заместителя председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, прирородопользованию и экологии Максима Шингаркина.

– Неужто вообще нельзя обойтись в Москве без применения реагентов на тротуарах и дорогах?

– Москва является крупнейшим северным мегаполисом мира. По объёмам осадков, выпадающих в городе на «душу населения», она опережает любые другие города мира в несколько раз. При этом если средний трафик, скажем, в том же снежном Стокгольме составляет при перемещении внутри города 5 километров, то в Москве – 15. Из-за огромных территорий в городе мы не можем воспользоваться простыми решениями проблемы со снегом, как, например, в малых городах Финляндии, где применяют укатывание снега. Если у нас укатывать снег, пересыпая слои противоскользящим материалом – мраморной крошкой, как делают финны, весной, когда этот «пирог» начнёт таять, движение остановится недели на две, поскольку город просто затопит. Поэтому для Москвы единственно возможное решение – вывоз снега и применение реагентов, благодаря которым коммунальная техника может убирать снег с тротуаров и дорог «до асфальта».

– Так, может быть, ограничиться только очисткой, вывозом снега?

– Если не применить перед выпадением или в снегопад реагенты, то на дорогах образуется тот самый накат, который крайне затруднительно будет убрать, хоть колонны техники отправляй. Одну и ту же дорогу приходилось бы обрабатывать трижды, четырежды с применением средств механической уборки, а не только реагентов. Представьте на минутку такую картину на наших перегруженных транспортом улицах.

Реагенты и противоскользящие материалы не позволяют снегу компостироваться, становиться жёсткой наледью. Да и машинам и людям приходится идти-ехать в «каше». Но именно благодаря размягчению снега техника имеет возможность очищать дорогу и тротуары до асфальта. В итоге предотвращаются тысячи аварий на дорогах, а также тысячи травм, которыми всегда чреват гололёд на тротуарах.

– Но не платим мы незримо своим здоровьем за очистку дорог и тротуаров с помощью химикатов?

– Химическая безопасность применения реагентов определяется двумя категориями: составом и количеством. С количеством ситуация проще: если правильно нормировать применение реагентов, они сработают лучше: снег будет быстро растоплен и удалён, не оказавшись, например, на газонах. И нам приятно ходить по сухому тротуару, и деревьям, кустарникам, прочей растительности на газонах не будет вреда.

Теперь о химическом составе реагентов. В Москве для разных температур применяются различные составы реагентов. Чем ниже градус, тем выше концентрация калия и кальция, потому что только с их помощью можно вести борьбу со снегом при температуре ниже, чем минус 15: натрий хлор не сможет работать при температуре минус 15, таяния снега не будет.

Для снижения негативного воздействия на газоны и в местах, где ходят люди, дополнительно применяется формиат. Это универсальный реагент. Если бы не его бешеная дороговизна, он был бы идеальным для города. Формиат – это органическая кислота, которая под воздействием солнечных лучей, а они есть даже зимой, просто разлагается на безопасные составляющие – на углекислый газ и воду.

По теме

– Ну вот, говорите о том, что надо проявлять бережность к зелёным насаждениям. Стало быть, не так уж безопасна вся эта «каша». Как воздействуют химикаты на людей, домашних животных, на нашу обувь, в конце концов? Было множество скандалов в связи с применением токсичных реагентов...

– Мы многие годы боролись с теми реагентами, которые предыдущее руководство Москвы закупало по очень странным схемам. Тогда была такая практика: приобретали не химические вещества, а некие товарные наименования, которые присваивали набору простых химических веществ. Коррупционная схема. Всё это ушло в прошлое. Теперь любой производитель может свободно купить химические вещества, смешать их в предусмотренных технологиями пропорциях и поставлять на рынок.

– И что же там намешивают?

– 60% всех реагентов, вы сейчас удивитесь, составляет… поваренная соль. Я часто читаю о зловредности химических реагентов. Никто из нас не делает трагедии из того, что мы сыплем соль, скажем, в суп, ну, напрячься можем только в том случае, если соль при этом просыпали, по поверью это к ссоре.

– Но, может быть, бес – в пропорциях и воздействии этих элементов на людей и животных при непосредственном соприкосновении в окружающей среде?

– Здесь с вами соглашусь. Если мы возьмём три ёмкости и заполним их 3-процентным раствором натрия, калия и кальция, положим туда просто кожаную перчатку, через три дня обнаружим такую картину. Там, где кальций хлор, будет абсолютно потерявшая форму масса из кожи. Там, где натрий хлор, мы будем иметь заскорузлую перчатку, пользоваться которой будет невозможно. А где калий хлор, мы будем иметь деформированную перчатку: если у вас был шестой размер, то она уменьшится до пятого. Но если её намочить в обычной воде и натянуть на руку, она приобретёт свою форму. Если бы мы положили перчатку в формиат, то вообще бы ничего не произошло.

В чём проблема массового применения кальция хлора? Деформация обуви и повышенная коррозийность автомобиля. Чего нельзя категорически применять из общераспространённых хлоридов, так это магний хлор. Вязкость этого химического вещества такая, что оно разливается по поверхности, как гель, если его вылить на сухой асфальт, пешеходы и машины будут скользить. Не говоря уже о вредности. Но были годы, когда его применяли, в результате и обувь у людей разваливалась, и машины ржавели.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Химия прошла экспертизу

Елена Румянцева, генеральный директор Дирекции заказчика ЖКХ и благоустройства ЗАО, утверждает, что реагенты для нужд города закупает Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и распределяет по окружным базам хранения. Жидкими реагентами пользуются только дорожные службы, твёрдые реагенты могут использоваться как для дворовых территорий, так и для улично-дорожной сети. Состав реагентов определяется в соответствии с технологиями, к исполнителям они поступают в готовом виде.

Антигололёдные средства начинают применять только на основании распоряжений оперативного штаба Департамента ЖКХ и благоустройства об обработке улиц и территорий определённым количеством реагентов.

Начальники участков после соответствующего инструктажа выдают реагенты дворникам.

На вопрос, могут ли реагенты повлиять на зелёные насаждения и деревья, если вместе со снегом попадут на газоны, Елена Румянцева ответила: «Все реагенты сертифицированы, прошли экспертизу Роспотребнадзора, и на окружающую среду они не влияют».

Опубликовано:
Отредактировано: 11.03.2013 15:16
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх