Версия // Культура // Обзор ностальгической трагикомедии «Белый шум»

Обзор ностальгической трагикомедии «Белый шум»

5193

Облако экзистенциального страха

Обзор ностальгической трагикомедии «Белый шум»
В разделе

Пока вся страна плавно выходит из новогоднего куража, мы сделали свой обзор на малозаметную, но примечательную премьеру последних чисел прошлого года – нового фильма Ноа Баумбака «Белый шум».

Белый шум

(18+)

Реж. – Ноа Баумбак

В ролях – Адам Драйвер, Грета Гервиг, Рэффи Кэссиди, Дон Чидл, Сэм Нивола

Производство – США, Великобритания

Комедийная драма от Ноа Баумбака, режиссера фильмов «Милая Фрэнсис», «Госпожа Америка», «Истории семьи Майровиц», «История о супружестве» и других. Премьера фильма состоялась на Netflix. В основу сценария лег одноименный сатирический роман Дона Делилло.

Действие картины происходит в 1985 году в небольшом американском городке. В центре сюжета семья профессора местного университета Джека Глэдни (Адам Драйвер): жена Бабетта (Грета Гервиг) и четверо детей, из которых общий ребенок лишь самый младший. Джек является одним из ведущих специалистов по Адольфу Гитлеру в США, хотя почти не знает немецкого языка. Размеренная жизнь течет своим чередом, пока Джек не замечает, что его супруга начала принимать какие-то странные таблетки с очень сомнительным происхождением. Бабетта, естественно, ничего не признает. Ситуация в семье усугубляется, когда рядом с городом происходит крупная техногенная катастрофа, повлекшая за собой выброс токсичного облака в атмосферу.

Задумка экранизации романа Делилло возникла еще в середине нулевых. Но до 2016 года до организационных действий так и не дошло, пока продюсер Ури Сингер не купил права на экранизацию. Он привлек к проекту Ноа Баумбака, и в 2021 году съемкам был дан старт.

Ноа Баумбак более известен среди киноманов, любителей артхауса и поклонников фестивального кино. Этот незаурядный режиссер набил руку за многие годы работы над артхаусными трагикомедиями, социальными драмами и фильмами для интеллектуалов. Вершиной его артхаусной карьеры можно считать трагикомедию «Милая Френсис», где блеснула его будущая жена (а также режиссер и сценарист) Грета Гервиг, а также Адам Драйвер, который год от года подтверждает звание одного из самых матёрых актеров своего поколения. Развил собственный успех Баумбак два года назад, сняв «Историю о супружестве» – сильную семейную драму с великолепным дуэтом главных актеров: Адамом Драйвером и Скарлетт Йохансон. Ленту даже отметили Оскаром – Лора Дёрн затмила всех партнеров по съемочной площадке и получила награду за «Лучшую женскую роль второго плана». Фильм высоко оценили критики, да и зрители приняли кино благосклонно. После подобного успеха студийные боссы решили не мелочиться и выделили Баумаку аж $80 млн на съемки «Белого шума». Что из этого вышло – мы расскажем ниже.

«Белый шум», пожалуй, наименее «баумбаковская» картина из всей его фильмографии. Это уже далеко не камерная семейная драма или личностная черно-белая трагикомедия. Фильм плотно опирается на литературный первоисточник, старается передать не только главную идею книги, но и некоторые второстепенные моменты – это делает повествование рыхлым и неоднородным. Режиссер то погружает нас в университетскую тусовку Джека, где разномастные профессоры щеголяют друг перед другом собственным интеллектом (и своими похождениями), то фильм резко меняет направление и перед нами предстает семейная драма о напряженных отношениях родителей и детей. После этого картина меняет тональность, и мы уже смотрим фильм-катастрофу, причем эта часть – наименее «баумбаковская», но наиболее интересная. К сожалению, она обрывается также резко, как и возникает, и на зрителя вываливают супружескую драму, очень похожую на предыдущий фильм режиссера. Завершается все и вовсе черной криминальной комедией. Кстати о комедии – фильм на всем своем протяжении то и дело вставляет едкую сатиру как на нравы людей из восьмидесятых, так и на современность. Претензий к юмору нет, разве что его маловато, иначе вышла бы неплохая интеллектуальная комедия. Если подобный винегрет может органично смотреться в литературном формате, то в рамках двухчасового фильма это слишком.

Сам фильм в своей основе пытается исследовать человеческий страх смерти. Это центральная тема фильм, отсюда вытекает и само название. Экзистенциальный кризис героев наступает одновременно с кризисом среднего возраста. Ужас от того, что жизнь может оборваться в любой момент растекается по ленте, от второстепенных героев, и как опаснейший токсин заражает главного героя. Режиссер смакует разнообразные варианты ухода от этого ужасного чувства. Возможно, сконцентрируй Баумбак больше внимания основной теме, выдержи собственный стиль и сожми повествовательные рамки, фильм вышел бы более удачным, законченным и глубоким. Пожалуй, перегруженность и недосказанность во второстепенных сюжетных линиях, периодическое отодвигание главной сценарной канвы на задний план и непонятная тональность картины являются ее главными недостатками.

Из очевидных достоинств, как часто бывает у Баумбака, это актерский состав. Драйвер тащит на своих широких актерских плечах весь фильм. Он отлично выдает и юмор, и драму, и моменты экзистенциального кризиса. Грета Гервиг менее тяжеловесна на экране, чем Драйвер, но таковы условности ее героини. В своем образе актриса выглядит максимально по «восьмидесятски». Их дуэт с Драйвером не лишен и экранной химии, но до той филигранной эмоциональной работы, что проделали актеры в «Истории о супружестве» здесь далеко. Из второго плана можно еще выделить Дона Чидла в роли экстравагантного коллеги главного героя – специалиста по Элвису Пресли, и Рэффи Кэссиди, сыгравшую старшую дочь в семействе.

Визуально картину можно похвалить за пеструю ностальгическую картинку, обилие теплых тонов и матовую поверхность. Стилистика и атрибуты 80-х отсылают к фильмам тех времен. Хотя подобная ретро-ностальгия уже набила оскомину на глазах киноманов, но из-под руки Баумбака она заходит отлично.

Эпикриз: «Белый шум» далеко не лучшая работа режиссера «Супружеской истории». Это кино останется незамеченным, и ожидаемо провалится в прокате. Тем не менее, поклонникам Адама Драйвера, и синефилам мы бы порекомендовали посмотреть эту работу. Фильм неплох в своих частях (а кое-где и отменно хорош), но как единое полотно он рассыпается на части и оставляет после себя невнятный привкус.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.01.2023 18:00
Комментарии 0
Наверх