Версия // Общество // «Наша Версия» проводит исследование обучения на дистанте в зарубежных учебных заведениях при ковиде

«Наша Версия» проводит исследование обучения на дистанте в зарубежных учебных заведениях при ковиде

9310

Финиш и Старт мирового дистанта. Часть 1


Фото: Роман Егоров
В разделе

Учитывая проявленный нашими читателями интерес к поднятой теме дистанционного образования при ковиде в вузах и других учебных заведениях в РФ в предыдущих статьях (см. ссылки далее), «Наша Версия» решила продолжить исследования по данной теме, посмотрев, как обстоят дела с этим вопросом за рубежом.

Без каких-либо подоплек мы сделали случайную выборку вузов в различных странах мира и решили предложить вашему вниманию свежую статью, связанную с происходящим, процитировав самые разные источники. Также интересно, что развитие темы навело нас на размышления – а в чем собственно состоят «плюсы» и «минусы» высшего образования за рубежом? Этот вопрос мы постараемся рассмотреть в дальнейшем, чтобы не перегружать вас излишней информацией. И, как всегда, обращаем внимание на то, что выводы из написанного вы можете сделать сами!

Итак, что мы имеем на февраль 2021 года:

Начнем с Китая, где (по данным ВОЗ) впервые явил себя миру коварный «ковидушко» на одном из рыбных рынков в городе Ухань. Обстановка, связанная с обучением в китайских вузах при пандемии ковида (как и везде в мире), сложилась непростая. Так, например, здесь сообщают, что «…вокруг обучения в Китае в предстоящем семестре слишком уж много недопониманий, сомнений, опасений и всего прочего. Всем известно, что из-за коронавируса старт весеннего семестра был отложен, однако ни одно учебное заведение не забыло про своих студентов, ровно в начале марта началось онлайн обучение для всех…и для тех, кто остался в Китае на период вспышки вируса, и для тех, кто уехал домой на каникулы. В чем заключается главная проблема? В том, что ребята, начавшие обучение в 2019 году, планировали поступить на бакалавриат в 2020 году и, соответственно, сдать для этого экзамен HSK4. Однако экзамены в Китае из-за эпидемии начали отменять один за одним, последний, на который надеялись все, перенесли на неопределенный период. Он должен был состояться 11 апреля. Большая надежда была на Россию, где можно сдать экзамен HSK, однако буквально за неделю до его начала все также было отменено и по имеющейся информации до конца мая точно». Еще более подробную информацию об обучении в Китае во время ковида можно также почерпнуть по ссылке.

В Швеции дела обстоят несколько по-другому. В статье, посвященной популярному университету, расположенному в городе Упсала, указывается: «Несмотря на то, что с началом эпидемии коронавируса Швеция решила не переходить на полный карантин, вузам пришлось изменить формат своей работы. В марте 2020 года правительство страны рекомендовало вузам перейти на дистанционный формат обучения. Однако эта мера не была обязательной, что во многом связано с высокой степенью автономности шведских вузов. Реформы, проведенные в Швеции 20 лет назад, дали университетам больше независимости. Они стали свободнее набирать преподавателей и планировать содержание и объем обучения…».

По теме

На другом сайте рассказывается, какие меры принимают зарубежные учебные заведения, и какие рекомендации они дают иностранным студентам в Европе: «В Италии в связи с национальным карантином Istituto Marangoni, NABA и Domus Academy перевели всех студентов на дистанционный режим обучения до 3 апреля 2020 года, то есть на срок, до которого вся страна жила в режиме «Io resto a casa» (в пер. с итал. «Я остаюсь дома»). Администрация вузов постоянно следила за новой информацией и делала рассылку для студентов и родителей с последними новостями и изменениями. Каждый студент получил письмо с инструкцией по дистанционному обучению». Потом с осени 2020 года дистанционный режим обучения был продлен.

В США дистанционное обучение было также продлено до конца семестров 2020 года. «Американские вузы переводили студентов на дистанционное обучение до конца весеннего семестра. Об изменениях учебные заведения оповещают студентов и родителей через рассылки, новости на сайтах и в соцсетях.

Фото: commons.wikimedia/ChristianSchd
Фото: commons.wikimedia/ChristianSchd

В Швейцарии и Испании произошел отказ от зарубежных гостей и поездок. Вузы гостеприимства Les Roches и Glion продолжают обучение студентов в обычном режиме, но приняли дополнительные меры: к примеру, носят защитные маски и в обязательном порядке используют санитайзеры для рук; организовали круглосуточную горячую линию, которая консультирует людей с высокой температурой или другими симптомами; увеличили количество и интенсивность уборок во всех помещениях; студентам, которые планировали стажировку в потенциально опасных регионах, предлагают альтернативные варианты; перенесены все массовые мероприятия и встречи с зарубежными гостями и партнерами. Всех прибывших в кампус людей предварительно осматривают в медицинском центре».

В Великобритании обучение шло до поры до времени в обычном режиме. «Большинство британских частных школ и колледжей находятся на удалении от больших городов и скоплений людей, а также имеют ограниченный доступ на кампус. Принимались следующие меры в связи с указаниями правительства: студентам было рекомендовано не покидать кампусы на время краткосрочных каникул; школы и колледжи не принимают посетителей из потенциально опасных регионов; проводят для студентов дополнительные занятия по правилам соблюдения личной гигиены; готовят ресурсы для дистанционного обучения студентов, если это потребуется. Образовательные и спортивные мероприятия проводятся в обычном режиме, но с усилением мер, касающихся уборки территории и личной гигиены студентов. Если правительство порекомендует учебным заведениям отменить или перенести курсы, клиенты получат возврат средств или возможность пройти обучение дистанционно. Если правительство ограничит въезд в Великобританию, организаторы летних учебных программ вернут оплаченный депозит или перенесут поездку на следующий год».

Как шутят чехи: «Если жизнь преподнесла вам лимон, сделайте из него лимонад…». Проанализировав изложенную здесь и на других профильных чешских сайтах информацию, можно сделать вывод, что у чешских абитуриентов в чем-то появились новые возможности, а вступительная кампания 2020 года стала проще на многих специальностях. «Многие вузы сдвинули дедлайны подачи приглашений, а некоторые добавили новые даты, несмотря на то, что первоначальные сроки уже истекли. Появилось больше времени на подготовку к вступительным экзаменам. Вступительные экзамены либо упростились и сократились, либо вовсе были отменены на некоторых специальностях. Многие университеты решили проводить вступительные экзамены дистанционно». До 14 февраля 2021 года в связи с введенной чрезвычайной ситуацией в Чехии очные занятия студентов отменены!

По теме

Аргентина отличилась тем, что в ней действовал самый длительный по срокам и ограничениям карантин в мире. Несмотря на строгости, избежать негативных последствий пандемии стране не удалось.

В Австралии подход разнился от региона к региону. В целом он был строгим (в страну пускали не более 400 человек в день), где-то – даже чрезмерно жестким, что также отразилось на работе школ и вузов. «Экспорт образования – это огромный рынок, приносящий экономикам стран большие деньги. Это отрасль, которая позволяет привлечь талантливых студентов со всего мира на рынок труда, создает рабочие места в экономике страны в целом и в секторе высшего образования в частности, а также дает вузам весомые финансовые ресурсы для развития. Чрезмерное полагание на иностранных студентов, например, в Великобритании и Австралии вызывало опасения у образовательных экспертов еще до пандемии», – комплексно анализирует этот вопрос РБК.

В концептуальной записке ООН, посвященной проблемам образования в эпоху COVID-19, сказано так: «В сфере высшего образования, где дистанционное обучение, в большинстве случаев, приняло форму трансляции записанных лекций и работы с онлайн-платформами, некоторые университеты приостановили свою работу на неопределенный срок из-за отсутствия инфраструктуры информационных технологий (ИТ) как для студентов, так и для преподавателей. Кроме того, без ответа остается вопрос о том, как упорядочивать программы работы на семестр и на учебный год, поскольку некоторые дисциплины могут преподаваться дистанционно, а с некоторыми такое никак невозможно». То есть ситуация остается весьма непростой.

Сайт Всемирного банка также акцентирует внимание на многих вопросах, связанных с обучением в пандемию: «Многие страны обратились к дистанционному обучению как средству смягчения последствий потери времени в обучении. Полностью онлайн образование стало в Китае, Италии, Франции, Германии, Саудовской Аравии. Использовались мобильные телефоны или телевидение во Вьетнаме, Монголии. В дополнение к инфраструктуре и возможностям подключения, ключевым фактором в обеспечении дистанционного обучения является также знание учителями и администраторами соответствующих инструментов и процессов (Сингапур). Другие страны отправляли детей домой и задавали им разобрать уроки в качестве домашнего задания (Ливан). В Болгарии было создано более 800 000 учетных записей для всех учителей и родителей. Издательства задействовали для открытия цифровых учебников и учебных материалов для 1-10 классов, а два национальных телевизионных канала будут транслировать образовательные телепрограммы». По мере того как все больше стран закрывали школы, требовался все более творческий подход. «Например, адаптация существующих платформ для использования в смартфонах и/или достижение договоренности с телекоммуникационными компаниями об исключении оплаты доступа к материалам с сайта министерства образования могли бы стать частью усилий по смягчению последствий».

Вот такие общемировые истории, в которых, как в аллегорическом стихе, написанном литератором Романом Егоровым, отразились проблемы и надежды людей, ибо: «Так получилось, что Финиш & Старт находятся рядом, смотрим на них растерянным взглядом. В доме Облонских контент размешался, лишь здравый смысл бы с нами остался…». Посему, хотя наше исследование посвящено обучению в зарубежных учебных заведениях при ковиде, нас, как граждан РФ, конечно, не может не интересовать ситуация в «родных пенатах». Поэтому, завершая статью, отметим, что в целом ситуация с пандемией коронавируса в РФ остается также сложной. В ряде регионов (в Москве, например) течение пандемии в феврале 2021 года стабилизировалось и эпидемиологические меры немного ослаблены. Напомним, что Минобрнауки РФ (и следом за ним руководства многих вузов) выпустило приказ, отправив всех студентов подведомственных вузов на удаленку с 12 ноября 2020 года. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Но ситуацию такие шаги, к сожалению, не разрядили. Наоборот, вопросов (особенно касающихся оплаты обучения и его качества на дистанте) появилось еще больше, а количество выявленных прокуратурой нарушений просто огромно. Согласия по поводу принимаемых антиковидных мер не было ни в студенческой, ни в преподавательской среде. Некоторые депутаты даже решили подать в суд на чиновников, принявших спорные решения о введении дистанта (и связанных с его дальнейшим внедрением нюансах), в том числе при ковиде.

В итоге, в конце января 2021 года Минобрнауки РФ выпустило приказ, согласно которому студенты смогут вернуться к очному обучению с 7 февраля 2021 года, но все опять же остается весьма неопределенным.

Время покажет, кто в мире был прав и насколько принимаемые уполномоченными на то в сфере среднего, высшего и профессионального образования лицами меры были своевременными и компетентными. В РФ им пока был выставлен «неуд».

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.02.2021 17:24
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх