// // Началось расследование дела об «осквернения чувств верующих» постановкой оперы Вагнера «Тангейзер»

Началось расследование дела об «осквернения чувств верующих» постановкой оперы Вагнера «Тангейзер»

1528

Дело против режиссера

Началось расследование дела об «осквернения чувств верующих» постановкой оперы Вагнера «Тангейзер»

Фото: http://icdn.lenta.ru/
В разделе

26 февраля Новосибирская прокуратура возбудила дело в отношении режиссера постановки оперы Рихарда Вагнера «Тангейзера» Тимофея Кулябина и директора театра оперы и балета Бориса Мездрича за умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порчу или уничтожение.

Часть два статьи пять КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере до 50 тысяч рублей для граждан и до 200 тысяч рублей для должностных лиц или обязательные работы на срок до 120 часов. С чего все началось? На встрече с общественниками митрополит Тихон пожаловался, что в постановке «Тангейзера» Новосибирского театра оперы и балеты не соблюдаются права верующих: «…церковная символика в этой опере используется не по назначению. Верующие люди возмущены, пишут письма и звонят, просят посодействовать в соблюдении законов РФ», – заявил митрополит, при этом добавил, что написал жалобы губернатору, в прокуратуру и Законодательное собрание Новосибирской области.

Что характерно, сам служитель церкви спектакль не смотрел. Зато теперь проверкой постановки занимается следственный комитет Новосибирской области.

«Тангейзер» вышел на сцену новосибирского театра в декабре. Критика тепло приняла постановку. По версии газеты «Музыкальное обозрение» её признали «Лучшим спектаклем 2014 года». Пресс-служба театра напомнила, что спектакль получил высокую оценку профессионального сообщества, и его посетило более трех с половиной тысяч человек.

Возмущение православных вызвал элемент декорации спектакля – а именно постер, где некорректным показалось изображение распятия. Режиссёр Тимофей Кулябин уверен, что верующие просто невнимательно отнеслись к сюжету. Замысел постановщика истолкован неверно, считает и директор театра, нарушений российского законодательства он не видит. Признаётся, что обращение митрополита в прокуратуру стало для него неприятным сюрпризом. «Если бы такая глубокая мысль пришла бы к нам до выпуска, то, конечно же, мы бы откорректировали, — признался Борис Мездрич и добавил, что «сознательной и бессознательной провокации не было».

Тем не менее сейчас опера проходит проверку на предмет оскорбления религиозных чувств верующих. Отметим, что в постановке религиозные символы появляются несколько раз — в первый раз главный герой Тангейзер помещает распятие на плакат своего скандального фильма «Венерин грот», во второй раз с крестом уходит вглубь сцены в конце третьего акта.

«Оперный должен сохранить независимость и художественную политику»,– считает директор Большого театра Сибири. Пока репетиции идут своим чередом. Публика увидит «Тангейзера» в следующем месяце, в репертуар театра изменений не вносили, несмотря на судебные разбирательства. В марте спектакль планируют сыграть дважды: 14 и 15 числа.

Директор театра говорит, что открыт для диалога. Впрочем, готов и к встрече в суде. То, что закон был действительно нарушен – только предстоит доказать.

Новосибирский адвокат Николай Украинцев в беседе с Тайгой.инфо оценил вероятность возбуждения уголовного дела по статье о нарушении прав верующих «очень реальной». «Мы хотим получить второй процесс, подобный тому, что был над Pussy Riot ? Да, там у девочек была довольная спорная акция, она граничила с недопустимым, но в случае со спектаклем это, по-моему, дикость», – заявил он.

«Я считаю себя религиозным человеком, но просто так не оскорбляюсь. Очевидно, что нет дыма без огня, и идет какая-то нечистоплотная кампания против спектакля, значит это кому-то нужно. Следственные органы должны это учитывать и четко следовать букве закона», — отметил Украинцев.

«Тайнзенгер» – одна из лучших опер раннего периода творчества Вагнера. Мастерство оркестровки композитора в сочетании с замечательными хоровыми эпизодами и пленительной мелодикой сделали эту оперу необычайно популярной. Премьера состоялась в 1845 году в Дрездене. В России впервые поставлена в 1874 году (Мариинский театр, дир. Направник). В 1861 году Вагнер создал парижскую редакцию (с балетом, рядом других изменений). Среди современных постановок отмечают работу В. Вагнера (1961, Байрейтский фестиваль).

«Тангейзер» удостоился, как восторженных похвал, так и крайне резкого порицания со стороны критиков самых разных направлений. Наиболее влиятельный венский музыкальный критик Эдуард Ганслик, злейший враг Вагнера о «Тангейзере» вынужден был написать после премьеры оперы: «Я твердо убежден, что это лучшее, чего удалось достичь в большой опере за последние двадцать лет... Рихард Вагнер, я уверен, величайший драматический талант среди всех современных композиторов».

Опубликовано:
Отредактировано: 27.02.2015 18:02
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх