Версия // Общество // На заседании коллегии Министерства обороны Президенту страны показали модель многоцелевого «Каракурта»

На заседании коллегии Министерства обороны Президенту страны показали модель многоцелевого «Каракурта»

15944

Перспективное пополнение

В разделе

Сейчас в ВМФ России происходит очередное восстановление своей боевой мощи. Так было после Цусимы, Первой и Второй мировых войн и распада Советского Союза. Обновляется подводный флот, строятся новые корабли дальней морской зоны. Мы видим большие сдвиги в развитии десантных кораблей, происходит пополнение новыми судами вспомогательного флота. Однако, те 20 лет – с 90-х по «нулевые» годы – когда развитие военно-морского флота по известным причинам было заморожено, дают о себе знать.

Сюжет: Армия

Охрана водного района

Охрана водного района (ОВР) как составная часть ВМФ появилась в конце 30-х годов ХХ века. Тогда надводный флот состоял из эскадр, отрядов легких сил и ОВР. В обязанность последнего входила защита акваторий, прилегающих к военно-морским базам и районов развертывания сил флота. Тогда в состав ОВР входили сторожевые корабли, базовые тральщики, сетевые заградители и большие и малые катера-охотники за подводными лодками. Перед распадом СССР в состав дивизионов ОВР входили малые ракетные, малые противолодочные корабли, морские и базовые тральщики.

Малые ракетные корабли несли на вооружении от 6 до 8 крылатых ракет «Москит» или «Малахит». Это МРК семейства проекта 1234 шифр «Овод» и малые ракетные корабли на воздушной подушке проекта 1239 шифр «Сивуч». Их задача заключалась в недопущении прорыва кораблей противника в охраняемый район. Малые противолодочные корабли проектов 1124 и 1124М шифр «Альбатрос» и проекта 1331М решали аналогичную задачу, касающуюся подводных лодок, а морские тральщики (МТ) проектов 12660 шифр «Рубин» и 266 (266М), а также базовые тральщики (БТ) проекта 1265 шифр «Яхонт» противодействовали минной угрозе. Все корабли, за исключением проектов 1239 и 12660 строились крупными сериями по 30-50 кораблей

МРК проекта 1234 шифр «Овод»
МРК проекта 1234 шифр «Овод»

МПК проекта 1124М шифр «Альбатрос»
МПК проекта 1124М шифр «Альбатрос»

ОВР в XXI веке

В лихие 90-е когда денег на развитие флота не выделялось совсем, моряки были вынуждены списывать старые корабли и корабли, требующие ремонта, и эксплуатировать на износ остальные. Как результат – количество боевых кораблей в российском ВМФ резко сократилось. Это справедливо и в отношении кораблей ОВР. На корабли охраны водного района руководство флота долго не обращало внимание. Предложения судостроительных КБ по созданию новых проектов на замену крайне изношенному флоту ОВР, понимания у руководства флота не находило. Как результат – флот столкнулся с угрозой полного списания всех кораблей ОВР. Надо было принимать срочное решение.

По тральщикам было решено - постепенно списывать МТ семейства 266 (кроме тральщика «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668) и БТ проекта 1265. Из стоящих на вооружении кораблей в строю должны остаться только морские тральщики проекта 12660 «Железняков» и «Владимир Гуманенко». Началось серийное строительство противоминных кораблей со стеклопластиковым корпусом проекта 12700 шифр «Александрит». Эти корабли фактически являются тральщиками-искателями мин. Они оборудованы гидроакустическими станциями для поиска мин, телеуправляемым катером и подводными аппаратами. Корабли данного типа будут выполнять задачи морских и базовых тральщиков. Всего Главкомом ВМФ озвучена серия в 40 противоминных кораблей. В настоящее время в строю 3 корабля, 4 строятся, на 5 кораблей подписаны контракты.

По теме

Самая сложная ситуация сложилась с малыми противолодочными кораблями. По этому вопросу было принято не самое лучшее, но единственно возможное на сегодняшний день решение.

В СССР было построено 89 кораблей семейства проекта 1124, включая корабли для морских пограничников. К этому количеству надо добавить 12 МПК проекта 1331М. Это корабли постройки ГДР, очень удачного проекта, все на Балтийском флоте. Сейчас в строю осталось 2 МПК проекта 1124, 20 проекта 1124М и 6 проекта 1131М. Командование флота осознало, что скоро бороться с подводными лодками у своих баз будет некому. Поэтому решили, больше МПК не списывать, оставшиеся подвергнуть капитальному ремонту и модернизации. Эти корабли были и пока остаются необходимыми для прикрытия развёртывания наших подлодок и недопущения их расстрела противником на этапе выхода из баз. Мы ещё коснемся вопроса о противолодочной обороне.

Аналогично складывалась ситуация с малыми ракетными кораблями. В ВМФ СССР было 37 МРК семейства проектов 1234, и 2 МРК проекта 1239. Сейчас в строю 11 МРК проекта 1234 разных модификаций и 2 МРК проекта 1239.

Справедливости ради надо сказать, что в России ведется строительство корветов ближней морской зоны. Для Балтийского флота построено 4 корвета проекта 22380, для Тихоокеанского флота построено и строятся 4 корвета проекта 22380, 2 корвета 22385 и 1 проекта 22386. Это универсальные многоцелевые корабли, часть из них (проект 22380) оснащены противокорабельными ракетами «Уран», часть (проекты 22385 и 22386) – противокорабельными ракетами «Уран» и ракетами «Калибр». Корабли получились удачными и нужными, но для контроля ближней морской зоны и подходов к базам их мало.

Тральщик проекта 12660 «Железняков»
Тральщик проекта 12660 «Железняков»

МТ проекта 12700 шифр «Александрит»
МТ проекта 12700 шифр «Александрит»

Дефицит малых ракетных кораблей было решено ликвидировать следующими путями:

По теме

- Все оставшиеся корабли проектов 1234 и 1239 решили не списывать, а подвергнуть модернизации с заменой ракетных комплексов «корабль-корабль» на современные, с увеличением количества ракет.

- После строительства трех малых артиллерийских кораблей проекта 20630 шифр «Буян» для Каспийской флотилии, было принято решение на их базе спроектировать и построить малые ракетные корабли класса «река-море». Первоначально планировали построить 5 МРК проекта 20631 шифр «Буян-М» для Каспийской флотилии. Особенностью данного проекта стала его возможность перехода по внутренним водным путям на нужный театр военных действий и нанесение удара «Калибрами» даже из внутренних водоемов страны. Но внешнеполитическая ситуация резко изменилась, произошло обострение на Черном море, поэтому заказ на «Буяны-М» увеличили до 12 единиц. 8 из них – в строю, 4 – достраиваются. В результате МРК проекта 20631 находятся в составе Черноморского, Балтийского флотов и Каспийской флотилии. Эти корабли класса «река-море» несут боевую службу и в Средиземном море. Два МРК совершили переход из Черного моря в Балтийское море через Средиземное море, Бискайский залив и Атлантический океан. Такие переходы, конечно, очень рискованные. К тому же, «Буяны-М» нельзя эксплуатировать на Тихоокеанском и Северном флотах.

- Носителями «Калибров» должны быть мореходные корабли. Так появился проект 22800 шифр «Каракурт». При сохранении практически такого же вооружения, «Каракурты» имеют неограниченную мореходность. Построено 3 единицы, строятся 12, всего запланировано иметь в составе флота 24 корабля проекта 22800. Кроме плюсов, «Каракурты», как и «Буяны-М» имеют один существенный недостаток. Их вооружение, кроме «Калибров», включает одну 100-мм, или 76-мм универсальную артустановку, и зенитные средства самообороны АК-630М-2 «Дуэт» и 2 установки 3М47-01 «Гибка Р» на «Буянах-М» и ЗРАК «Панцирь-МЕ» (с 3-его корпуса) на «Каракуртах». Против подводных лодок эти корабли беззащитны. Фактически, «Буяны-М» хорошо решают только одну задачу (очень важную, но одну) - удар крылатыми ракетами по стационарным (наземным в основном) целям. Они должны применяться из районов, где подводных лодок противника нет, или они должны прикрываться силами противолодочной обороны.

Телевизионный репортаж

24 декабря 2019 года состоялось расширенное заседание коллегии Министерства обороны с участием Президента РФ Путина. После таких совещаний Главкома обычно ведут на выставку, где представлены макеты боевой техники. Как водится, телевизионщики сделали репортаж об этом событии. В видеоряде сюжета промелькнула модель знакомого корабля. Но это был не просто «Каракурт». Попробуем разобраться, что же собой представляет «Большой Каракурт» в техническом и тактическом планах.

Источник: https://topwar.ru/166159-shag-v-pravilnuju-storonu-zasvechen-proekt-mnogocelevogo-karakurta-plo.html

Во-первых, модель явно длиннее оригинального проекта 22800. Это говорит о том, что корабль из категории ударных переходит в категорию малых многоцелевых кораблей ближней морской зоны. Это очень важно. Противолодочная компонента ОВР сейчас – очень больной вопрос. Мало кто знает, но всю «холодную войну» одна американская атомная подводная лодка постоянно круглосуточно дежурила у кромки территориальных вод напротив выхода из Авачинской бухты. Прикрывать выход наших атомных подводных крейсеров из Вилючинска – задача №1 114-й бригады охраны водного района. Американские лодки сняли постоянное дежурство совсем недавно, но им на смену пришли современные японские дизель-электрические подводные лодки. Аналогичная ситуация и на Севере. Там нашим атомоходам необходимо преодолеть при развертывании двойной рубеж – сначала в Баренцевом море их ждут норвежские дизель-электрические подводные лодки, которые потом передают координаты для слежения американским и английским атомным подводным лодкам. А МПК на все четыре флота осталось всего 28 единиц. Так что закрывать вопрос противолодочной обороны надо было ещё вчера.

По теме

По фотографии модели видно, что корпус МРК удлинен в центральной части. В носовой части находится 76-мм артустановка АК-176 МА – та же, что и на проекте 22800. За ней находится надстройка, как на серийных «Каракуртах». За мачтой расположена установка вертикального пуска ракет 3С-14. Она может применяться для пуска противокорабельных ракет, крылатых ракет и ракет комплексов ПЛУРО (противолодочной управляемой ракетной обороны – так называемые ракето-торпеды). Если будет внешнее целеуказание, с такого корабля можно стрелять гиперзвуковыми «Цирконами». Но это все есть на серийных «Каракуртах». А вот дальше начинаются отличия от проекта 22800. На модели видна ещё одна установка вертикального пуска ракет. Так как на модели явно просматривается РЛС «Позитив-М», то эта пусковая установка предназначена для ЗРК «Редут». Ещё во времена Советского Союза была практика, когда зенитные ракетные комплексы на кораблях создавались как морские аналоги сухопутных систем. Это серьезно удешевляло разработку. ЗРК «Редут» - это морская версия ЗРК С-350 «Витязь». Это серьезный комплекс с большой дальностью поражения. «Редутами» оснащаются все корветы ближней морской зоны и фрегаты дальней морской зоны.

На модели видна ещё одна знаковая особенность. В отличие от оригинального «Каракурта» выхлоп двигателей выведен не в воду, а вверх, в дымовую трубу. Это говорит о том, что на корабле есть гидроакустическая станция (ГАС), расположенная в подводной части. Дело в том, что выхлоп двигателей в воду создает для работы подкильной ГАС большие помехи. На модели не видно кормовой части, но учитывая практику российского ВМФ, можно предположить, что там смонтирована и буксируемая ГАС. С гидроакустикой понятно, но где расположено противолодочное оружие? При увеличении фотографии на корме можно рассмотреть две пусковых установки противолодочного комплекса «Пакет-НК». Это значит, что корабль оснащен противолодочными торпедами калибра 324 мм. Все это говорит о том, что этот «Длинный каракурт» должен выполнять и функции малого противолодочного корабля. Это второе направление решение проблемы дефицита МПК в нашем флоте. По своим противолодочным возможностям «Длинный каракурт» приближается к корветам ближней морской зоны. Отличие только в том, что он не несет противолодочного вертолета.

Довершает вооружение две шестиствольные артиллерийские установки АК-630М установленные на корме.

Такие относительно небольшие корабли могут в массовом количестве выпускать несколько заводов страны. Тот же судостроительный завод «Пелла» под Санкт-Петербургом наладил серийный выпуск «Каракуртов». Представляется, что особой сложности строительство «Длинных каракуртов» для него не составит. Есть ещё Зеленодольский завод, Амурский судостроительный, судостроительные заводы в Крыму.

У нас есть примеры быстрого массового строительства боевых кораблей. Так, за последние 23 года было построено 28 единиц подводных лодок семейства 636.

Есть у модели и недостатки. На ней нет противолодочного реактивного бомбомета (РБУ) – эффективного средства борьбы с подводными лодками. Нет также возможности работать с противолодочным вертолетом. Понятно, что из-за размеров корабля на нём нельзя поместить ангар, но нет даже посадочной площадки. Это тоже снижает противолодочный потенциал проекта.

«Длинные каракурты» очень нужны флоту. Такие многоцелевые корабли позволят решить проблему комплектования корабельным составом дивизионы охраны водного района. Они способны решать и другие задачи.

Вот такие мысли навеял репортаж, показанный по «России 24».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.01.2020 13:30
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх