В течение 10 дней 6 Московская биеннале современного искусства искала ответы на вопросы – «как общаться?», «как жить вместе?» и «как включить наши мощности ради будущего?». Организаторами в лице Министерства культуры РФ, Правительства Москвы, администрации ВДНХ, Художественного Фонда «Московская Биеннале» были приглашены более 80 российских и зарубежных художников и мыслителей.
Среди них были как известные публике персоны, вроде художников Константина Звездочетова, Елены Холкиной, профессора компоравистики Акбара Аббаса, художников Фабриса Ибера (рисовал портреты сырой нефтью), Петера Вэхтлера, экономистов Евгения Гонтмахера, Яниса Варуфакиса; так и имена, как говорится, широко известные в узких кругах. К примеру, историки архитектуры Эяль и Инес Вайцман, художники Анастасия Яровенко, Вэн Чой Ли, Васт Колсон, Настио Москито, Отто Снук, Микеланджело Пистолетто, Алевтина Кахидзе, Керен Ситтер, Цю Чжицзе, Рана Хамаде, Алмагуль Менлибаева, политолог Ульрике Геро.
Комиссаром 6 биеннале стал известный российский деятель искусств Иосиф Бакштейн. Кураторами – сплошь иностранцы: Барт де Баре, Дефне Айас, Николаус Шафхаузен, «Безудержные».
Отмечу, что 6 Московская биеннале сильно отличалась от традиционного типа выставки. Она проходила «в прямом эфире», приглашая всех участников и гостей к размышлению, к выработке концепций, обмену опытом и идеями. Состоявшись при необычном ракурсе «взгляда из центра города», находящегося в «самом центре острова Евразия».
Ответы на поставленные вопросы у участников 6 биеннале будут у каждого свои. Интересной представляется сама возможность общения в 10-дневном пространстве 1 Павильона ВДНХ самых разных людей, а также появление особой арт-атмосферы.
Причем сам дизайн 1 Павильона, выполненный в традиционной манере социалистического реализма, (со звездами, снопами, колосьями, статуями рабочих и колхозников), накладывал определенный необычный отпечаток на происходящее. Искусство рождалось в насыщенной программе перфомансов, лекций, кино-показов, открытых встреч и дискуссий с художниками. Рождалось в каждом случае по-разному – в ожидаемых и неожиданных формах.
Подводя итоги 6 Московской биеннале, не могу не сказать, что она подтвердила фразу одного китайского философа об искусстве, суть которой заключалась в умении наслаждаться «красотой постоянства перемен».