// // Андрей Максимов: Счастливой жизнь делают любовь и работа

Андрей Максимов: Счастливой жизнь делают любовь и работа

3287

Почему ломаются судьбы

фото: Савостьянов Сергей/ТАСС
фото: Савостьянов Сергей/ТАСС
В разделе

Телеведущий и писатель Андрей Максимов, регулярно «дежурящий по стране» с Михаилом Жванецким, уверен: множество бед происходит только из-за того, что люди задают важные вопросы кому угодно, вместо того чтобы задать их самим себе. В итоге ломается множество судеб. Однако проблема в том, что задавать эти важные вопросы ещё нужно научиться. И школа здесь помочь, увы, не в силах. Подробнее о своих наблюдениях Андрей МАКСИМОВ рассказал в интервью «Нашей Версии».

– Андрей Маркович, помнится, как только ввели ЕГЭ, вы выступали его убеждённым противником. Можете подвести итог, насколько ваш прогноз оказался верен?

– Я могу подвести даже два итога. Первый – если некая система в течение более чем 10 лет не может начать работать нормально, значит, она неправильная. ЕГЭ – неправильная система.

Итог номер два. ЕГЭ – это последний гвоздь в крышке гроба нашего образования. Вы отдаёте ребёнка в школу в надежде, что его там чему-нибудь научат. Но ваша надежда будет оправдываться с первого по пятый класс. С пятого по одиннадцатый изучать науки можно, только если за этим внимательно будут следить родители.

– Погодите, но есть же очень хорошие школы, замечательные учителя…

– Дело не в них, а в том, что выстроившаяся система выдавила настоящую педагогику. На протяжении всего существования ЕГЭ чиновники обсуждают не как учить, а как оценивать. Нет системы образования.

– Так-таки нет?

– Могу рассказать подлинный случай. Одну из своих книжек по воспитанию я презентовал в библиотеке, куда пришло порядка 40 методистов среднего образования. Я спросил у них: «Поднимите, пожалуйста, руки те из вас, кто считает, что в школе помимо получения аттестата есть ещё хоть какой-то смысл?» Ни один человек не поднял руку.

В любви везёт не всем: она либо тебя находит, либо нет. Зато работу по душе всегда можно найти, ибо здесь всё в руках самого человека. И мешать этому нельзя.

Важно уяснить простую вещь. Образование – это возникновение нового. Возникновение знаний, возникновение таланта, возникновение судьбы. Вот если бы наша школа занималась возникновением людей, то это была бы совсем другая история. А учить бесконечные математические формулы и годы военных реформ нет никакого смысла, если на этой основе не формируется личность.

– Не кажется ли вам, что так было всегда?

– Я часто читаю лекции первокурсникам, много общаюсь с абитуриентами и вижу, какими стали выпускники. За последние 10 лет ситуация, на мой взгляд, существенно переменилась: приходят толковые, но ничего не знающие ребята. Я устал уже приводить пример про то, что из 40 студентов первого курса ни один не знал, кто такой академик Сахаров. И подобных примеров могу привести множество.

В итоге теряется язык между поколениями. Мы говорим: «Красота спасёт мир». А человек не понимает, что это фраза Достоевского. Мой сын (сейчас он студент школы Константина Райкина, а ещё весной был обычным школьником) посмотрел спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин», придя после которого, сказал: «Слушай, а Пушкин-то хороший писатель». Он изучал Пушкина с 1-го по 11 класс, и ему эту мысль не вбили в голову. А вот Туминас своим спектаклем убедил.

– Наверное, потому, что спектакль, по сути своей, это лёгкая и непринуждённая форма. А на школьных уроках, как ни крути, есть некий догмат.

По теме

– Вообще, от детей в школе часто требуют противоестественные вещи. Недавно я проводил консультацию. Обратилась женщина: «Вы знаете, у меня ребёнок совершенно не собранный». – «Сколько ему лет?» – «Одиннадцать». – «А чего он несобранный?» – «Да вот, никак не может сосредоточиться на уроках».

А она по складу своему типичный гуманитарий. Я говорю: «Скажите, пожалуйста, если я вас сейчас попрошу подвести финансовый отчёт работы предприятия, вы сможете сосредоточиться?» Она говорит: «Ну, нет». Почему мы требуем от детей того, что и сами делали бы с неохотой? Мы не будем сосредотачиваться на том, что нас бесит.

– Не соглашусь. Очень многие люди вынуждены ежедневно сосредотачиваться на том, что их «бесит». Потому что далеко не у всех работа совпадает с любимым делом.

– Но ведь опять же причина в том, что наша система образования не смогла помочь человеку найти себя. Он пошёл по накатанным рельсам. А о призвании в этом процессе словно забыли. Призвание – это то, для чего тебя призвали на землю. То, зачем тебя создал Бог. Проще говоря, призвание – это желание, желание того, что ты хочешь делать больше всего на свете. А родители часто ищут ребёнку выгодные профессии.

Однажды ко мне пришла женщина: «У нас в семье такая проблема: мальчику 10 лет, папа решил, что он будет военным, а я хочу, чтобы он стал юристом». Я спросил: «Погодите, а ребёнок-то сам чего хочет?» Мама говорит: «При чём тут это?! Вы помогите мне лучше мужа переубедить». Ребёнок – это человек, и профессию он должен сам себе выбирать. Огромному числу людей кажется, что ребёнок станет человеком, только когда вырастет, поскольку человек – это тот, кто зарабатывает деньги.

– Во многих семьях так…

– Да, потому что и у родителей было точно так же. Многие, кстати, считают, что слово «труд» от слова «трудно» и качество работы определяется количеством пролитого пота. Раньше, когда я ставил много спектаклей как режиссёр и говорил артистам, что мы будем работать быстро и весело, сразу возникали подозрения. Потому что работать надо через страдания. Так научили в детстве. У нас никто не занимается тем, чтобы объяснить человеку, что на свете есть две вещи, которые сделают его жизнь хорошей, – любовь и работа.

– Ещё здоровье…

– Ну, здоровье – это понятно. За ним каждый должен следить. А вот в любви везёт не всем: она либо тебя находит, либо нет. Зато работу по душе всегда можно найти, ибо здесь всё в руках самого человека. И мешать этому нельзя.

Если ребёнок в 10 лет понимает, что он любит физику и не любит литературу, ему по какому предмету берут репетитора?

– Ну, конечно, по которому он отстаёт.

– Правильно, а нужно развивать то, в чём он силён! Вот и вся разница.

– По-вашему, человек должен жить так, как ему нравится?

– А как иначе?! Конечно, есть люди, которые любят жить с комплексами. Пожалуйста, это их выбор. А есть люди, которым эти комплексы очень мешают. И в таких случаях они ищут помощи – не обязательно у специалистов. Они ищут помощи в журналах, в телепередачах, в кино и, конечно же, друг у друга. Всё это я называю собирательным термином «психофилософия» – система взглядов и практик, которая помогает людям помогать людям.

Опубликовано:
Отредактировано: 17.11.2015 16:45
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх