Версия // Общество // На спор у нас в стране можно покуражиться и над свободой слова. За деньги

На спор у нас в стране можно покуражиться и над свободой слова. За деньги

4145

Иноземный Forbes и русский «Соловей»

Яхта на фото Сергея Соловьева на его странице «В контакте» – единственное, что объединяет его с мифическим миллиардером-политиком
В разделе

Эта история – полный абсурд. Сначала два десятка СМИ от Калининграда до Камчатки – от хорошо известных большинству россиян до сугубо специализированных – живописали достоинства рядового петербургского менеджера, якобы решившего пойти в уральские депутаты, а затем были ловко пойманы с поличным. Ведь никакого кандидата не было и в помине. Просто некто Андрей Михайлов решил покуражиться над свободой слова, и ему это успешно удалось. Так что же заставляет наших коллег врать?

Сергей Соловьёв и мечтать не мог о том, что когда-нибудь попадёт на страницы Forbes. Как говорится, лицом не вышел. Однако в апреле его жизнь вдруг резко изменилась. Именно в этом журнале напечатали красочный разворот под названием «Портрет современного политика».

Согласно публикации, размещённой в Forbes на коммерческой основе, «мини-империя Сергея – это строительство частных домов и коттеджей, подготовка площадок для застройки, продажа стройматериалов, консалтинговые услуги в сфере строительства и СМИ». Помимо своей деятельности, как сообщалось дальше, бизнесмен занимается широкой благотворительностью – дарит детям яркие игровые городки с качелями.

Как мы считаем, корреспондентка Анна Зубова с одобрения своего редакционного начальства поставила кандидата-выскочку в один ряд с влиятельными российскими миллиардерами, давно поселившимися в доме по имени Forbes.

Быков разливался соловьём

Честное слово, обидно за профессию. Никто в редакции журнала и не подумал проверить биографию героя-новичка или познакомиться с сайтом «мини-империи». По нашему мнению, всё решили дензнаки, отправленные посредником за размещение рекламной статьи. В журнале даже пошли навстречу пожеланиям новоявленного клиента, расположив неприметную надпись «на правах рекламы» лишь над рекламным модулем в углу страницы.

А ведь прояви сотрудники журнала Forbes чуть больше внимания, они смогли бы обнаружить, что тот же Сергей Соловьёв ещё в феврале стал одной из самых скандальных персон Интернета. Тогда в небольшом уральском городке Нижняя Тура состоялось выступление светоча российской публицистики Дмитрия Зильбельтруда, более известного как Быков. Дмитрий Львович отправился в глубинку агитировать за кандидата в депутаты Соловьёва и даже прилюдно «поручкался» с ним на сцене местного дома культуры. В ответ публицист Быков получил солидный гонорар и большой конфуз в Глобальной паутине.

Во-первых, выяснилось, что душевное расположение творца измеряется в «твёрдых величинах» вне зависимости от партийной принадлежности кандидата. Во-вторых, никаких выборов в Нижней Туре не намечалось в принципе. А бизнесмен Соловьёв якобы просто поспорил с друзьями на ящик виски, что сумеет вытащить в любую точку страны любую «звезду» за деньги, даже самую неподкупную – скажем, «гражданина поэта» Быкова.

Естественно, что впоследствии Дмитрию Львовичу пришлось оправдываться, объяснять, что существуют устойчивые расценки на его творческие вечера и ни за кого он агитировать и не собирался. Просто приехал по приглашению в провинцию, чтобы почитать стихи перед тамошней немногочисленной интеллигенцией. В общем, ситуация вышла с душком.

А Сергей Соловьёв переместился на страницы респектабельного журнала Forbes.

И такса по кличке Рокфеллер…

В течение пары недель небылицу о человеке, который «идёт в депутаты», растиражировали по всей стране. Похоже, в редакциях изданий, получая заманчивое коммерческое предложение, даже не пытались выяснить, где именно собирается депутатствовать малознакомый им Соловьёв. На утку клюнули даже федеральные сайты «Аргументов и Фактов» и «Комсомольской правды». Вы смотрели фильм «День выборов», где сотрудники радиостанции «Как бы радио» отправляются в одну из поволжских областей агитировать за «технического кандидата» в губернаторы? Примерно такая же картина развернулась и с выборами Соловьёва.

По теме

Например, газета «Оракул», которая специализируется на разъяснении таинственных связей с потусторонним миром, изобразила будущего законотворца с мистическим шаром-вспышкой в руках. Представляя героя публикации, «Оракул» беззастенчиво сообщил, что «…работу в бизнесе и политическую деятельность Сергей замечательно совмещает с увлечением эзотерикой: путешествия по Местам Силы, медитативные практики, занятия йогой – неотъемлемая часть его жизни».

Не менее креативно подошли к агитации за Сергея Соловьёва на приморском портале любителей животных «Зооприм». Там предвыборная заметка начиналась с проникновенной фразы: «Когда я решил, что иду в политику, мой пёс Рокфеллер меня поддержал». Дальше шла фотография таксы, которая, по всей видимости, и являлась этим самым Рокфеллером. Завершалась публикация любопытным диалогом: «Вы собираетесь избираться в Москве?» – «Нет, в Москве законотворцев и так хватает. Мне кажется, куда важнее люди в регионах, которые реально могут помочь и знают проблемы на местах. Не буду пока говорить, где именно намерен баллотироваться, просто отмечу: это один из городов Свердловской области, в котором в сентябре состоятся выборы».

Напомним, заметка вышла в Приморье, откуда до Урала через весь континент полжизни топать. Однако это нисколько не смутило руководство «Зооприма», как не слишком вдавались в вопросы географии в «Самарском обозрении», информационном агентстве «Лайф. Петербург» или калининградском информационном портале «39 новостей». Список можно легко продолжить.

Короче, только чапельников нам и не хватало…

Отдайте Соловьёву пять…

Увы, нежданная слава всерьёз ударила по рядовому петербургскому менеджеру. После апрельской рекламы в Forbes его супруга Елена подала на развод, обвинив главу семьи в сокрытии миллионных доходов и экономии на собственных детях. Кстати, и сам Сергей Соловьёв узнал о журнальной публикации от жены. Потом начались проблемы на работе. Коллеги заподозрили его в уводе контрактов на сторону.

Осознав, что стал жертвой жестокого розыгрыша, Соловьёв неудачно попытался узнать, кто же стоит за статьёй в Forbes. Но в журнале к сумбурному телефонному звонку из Петербурга отнеслись не слишком любезно. Теперь «современный политик» подал на это издание иск о защите чести и достоинства в Останкинский районный суд Москвы, поскольку российская редакция Forbes находится в районе ВВЦ. Свои моральные страдания он оценил в 5 млн рублей. Три недели назад производство по иску было приостановлено до уточнения требований. О разразившемся скандале написала газета «Известия», уточнив, что в российском офисе Forbes пока ничего не знают об обращении Соловьёва в суд.

Как мы считаем, журналу удобно «не заметить» историю с «Портретом современного политика» – это очевидно. В противном случае получается, что в респектабельном издании можно без особого труда на правах рекламы разместить статью с любой информацией, и нет никакой гарантии, что подобные случаи не происходили раньше. Можно считать, что речь идёт об утрате читательского доверия, после которого неминуемо наступает условная «издательская смерть». Как будет выходить журнал Forbes из щекотливого положения? Вряд ли кто-то ответит.

Тем временем нашёлся тот, кто взял на себя ответственность как за массированную «раскрутку» Сергея Соловьёва, так и за организацию уральского вояжа Дмитрия Зильбельтруда.

Эх, Андрюша, нам ли быть в печали?

Как рассказал корреспонденту «Нашей Версии» подавленный Соловьёв, недавно ему на электронную почту пришло странное письмо. В нём неизвестный прежде Сергею гражданин по фамилии Михайлов извинялся за доставленные неприятности. Разыскать «информационного злодея» не составило особого труда. Мы списались с тем, кто представился Андреем Михайловым, по его почте, а затем договорились и о личной встрече. В таком запутанном деле нам приходится делать оговорки, так как интервьюер не горел желанием показывать свой паспорт.

Как мы считаем, человек, подставивший Соловьёва и Зильбельтруда, подкатил к месту встречи. На дорогом «Ленд Крузере», немного развязный в своей безнаказанности, на лице – модная трёхдневная небритость и взгляд отъявленного циника, с презрением глядящего на мир.

– Понимаешь, – сразу переходит он на «ты», – я далеко не ангел. Но сегодня некоторые СМИ просто беспринципная продажная масса, которая за деньги напишет что угодно. Вот у меня возникает достаточно много вопросов к журналу Forbes в связи с публикацией о Сергее Соловьёве – насколько можно верить той дутой информации и аналитике, что размещается на страницах издания? Ведь особый цинизм ситуации заключается в том, что интервью с ним появилось в рейтинге миллиардеров «золотого выпуска» журнала Forbes.

По версии Михайлова, прошлой осенью у них с друзьями случился спор о том, насколько продажны СМИ и раскрученные российские публицисты. В качестве эксперимента выбрали Быкова. А в качестве «подсадного» Андрей Михайлов предложил неизвестного ему человека Соловьёва, случайно найденного «В контакте». Внешне тот выглядел вполне прилично, на одном из фото был изображён на фоне яхты.

Дальше, по словам Михайлова, он в качестве помощника Соловьёва связался с «гражданином поэтом». Затем пришлось повозиться, чтобы найти мужчину, внешне похожего на петербургского менеджера, выведя его на сцену в Нижней Туре. А дальше спорщики замахнулись на журнал Forbes, хотя был определённый риск, что после уральской истории, которая взорвала Интернет, удастся снова «прикрыться» Соловьёвым. После чего Андрей Михайлов, как он утверждает, «из чисто спортивного интереса разослал то же самое интервью во все электронные СМИ», пояснив, что за прямую агитацию кандидата в депутаты готов заплатить две цены по рекламному прайсу.

Кто такой Михайлов? Зачем он решил выйти из тени? Каких неприятностей и провокаций следует дальше ожидать коллегам-журналистам? И самое главное – неужели этот бизнесмен средней руки так лихо расправился с репутацией респектабельного журнала Forbes?

Поневоле начинаешь испытывать чувство гадливости. Вот только не понятно, от чего больше. То ли из-за того, как завершился этот спор. То ли от осознания, что почти никто из коллег по цеху, попавших под руку экспериментатору, не проявил должного профессионализма, бездумно растиражировав сведения, абсолютно не соответствующие действительности. Проще говоря, распространив ложь…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.06.2013 16:02
Комментарии 0
Наверх