Бесплатно на митинги и демонстрации больше никто не ходит. Даже пенсионеры. Те, кому сегодня за 60, – поколение горбачёвской перестройки. Наивных альтруистов среди них нет: бессребреники не пережили 90-х. Постоять час в «массовке» – 500 рублей. Если, конечно, мероприятие санкционировано властями. А если нет, то расценки другие – из-за высоких штрафов. Правда, пенсионеров на такие акции ангажируют редко: больно хлипкие. Бывает, умирают прямо на митинге.
Куда практичнее привезти несколько автобусов безбашенного молодняка из провинции – тарифы божеские, а заказать услугу можно в специальных агентствах. Стократ дешевле выходит, чем содержать целую организацию с активистами, готовыми ходить на демонстрации забесплатно.
Театралы уверяют, что клакеры, аплодирующие и кричащие «браво!» за деньги, – уходящая профессия. В Большом или Малом театре столицы или в питерском БДТ их ещё можно увидеть, но и только. Современным актёрам не важен успех – рукоплескание публики им вполне заменяет шелест зелёных купюр. Никакой романтики. Да и публика нынче другая: те, кто выкладывает за билет на «Лебединое озеро» три сотни баксов, не станут освистывать сбившуюся с ноги балерину, как, впрочем, и визжать от восторга. Серьёзные же люди. Закончилось зрелище – немного похлопали и разошлись. Среди такой публики орущий «бис!» клакер – инородное тело. Атавизм. Так что театральная клака сегодня скорее мертва – в отличие от политической клаки, которая, кажется, переживает расцвет.
Группу поддержки содержать дорого – дешевле нанять клаку
Обратили внимание, как нынче одно за другим «сдуваются» ещё вчера шумные и скандальные политические тусовки вроде «Наших», «Местных», «России молодой» или «Обороны»? Всё просто: их услуги перестали оплачивать. Какой смысл вбухивать уйму деньжищ в организацию съездов и прочих мероприятий, во внутрипартийную движуху и пиар, если толку от всего этого затратного великолепия – несколько раз в год постоять где-то на площади, демонстрируя массовость? Содержание «Наших» одной только Росмолодёжи обходилось до 231 млн рублей в год, а всего эта структура ежегодно проедала порядка полумиллиарда рублей! Провести форум на Селигере? 100 миллионов! Привезти иногородних «наших» в столицу на День народного единства? Ещё 14 миллионов! А что на выходе? Годные кадры? Перспективные молодые политики? Может, иная какая-то польза? Увы. Помните, были такие «Идущие вместе»? Затем их реорганизовали, и получилось движение «Наши». Три года назад «Наших» распустили. Теперь это партия «Умная Россия». Вы слышали о ней хоть что-нибудь? В памяти остались Василий Якеменко да Кристина Потупчик – да и то из-за скандальных историй с их участием. На одну из своих последних уличных акций организаторы из «Умной России» смогли собрать полсотни сторонников. Шестнадцать лет партийного строительства и как минимум 7 млрд рублей – по сути, коту под хвост. «Молодая гвардия Единой России» (МГЕР) заявляет на митинг в Москве 3 тыс. человек – приходят хорошо если три сотни. И это – «низовая» структура партии власти!
Дело, признаться, не только в косности руководства и пассивности членского состава наших партий и общественно-политических движений. Настроение у народа не митинговое. Даже в разгар не столь давних событий на Болотной площади столицы замеры ВЦИОМ свидетельствовали: лишь 15% наших соотечественников готовы участвовать в митингах и демонстрациях. А сегодня желающих стало ещё меньше – порядка 6%. А если акции будут протестными, а не «в поддержку всего хорошего против всего плохого», то всего 2%. А если нужно – ну позарез! – провести уличную манифестацию? Где взять митингующих? Во времена СССР было просто: на 1 мая или 7 ноября каждое предприятие по разнарядке должно было отрядить в колонну демонстрантов определённое количество своих сотрудников, и упаси моральный кодекс строителя коммунизма, если пришедших на мероприятие будет меньше, чем было заявлено. Лишат премии и передвинут отпуск с августа на февраль. Сегодня подобный добровольно-принудительный подход не прокатит. Статья 149 УК, до трёх лет лишения свободы или 300 тыс. рублей штрафа за принуждение к участию в уличной акции. Что же делать?
Руководство бренда Maag, который пришёл на смену магазинам Zara в РФ, решило сократить количество торговых точек. Такое решение было принято из-за понесённых компанией убытков.
Лучше нанятый клакер, чем бескорыстный соратник
Обратиться к профессионалам! Заказать статистов оптом выйдет едва ли дешевле, чем нанимать их в розницу по тысяче рублей за два часа стояния в толпе с транспарантом. Зато гарантированно привезут ровно столько народа, сколько потребуется. В Интернете легко найти адреса рекрутинговых агентств, располагающих собственными клаками в несколько сотен или даже тысяч голов на все случаи жизни. Для санкционированного мероприятия привезут несколько автобусов с пенсионерами – они подешевле. Для неразрешённого – молодёжь, готовую и побуянить, и получить за это полицейской дубинкой. Расценки такие: привезти в Москву 10 тыс. человек из Подмосковья и соседних областей – от 500 до 800 тыс. рублей за аренду 200 автобусов плюс по 500 рублей минимум за участника акции – это их суточный гонорар. Агентство возьмёт от 100 тыс. рублей за свои услуги. Впрочем, верхней планки не существует, организаторы митингов несистемной оппозиции, к примеру, рассказывали о том, что платят агентствам от 1,5 до 2,5 миллиона. Добавьте расходы на агитационные материалы, обустройство сцены, биотуалеты (санитарная норма – 1 уборная на 500 человек) и охрану. Накладное это дело, организация уличных акций!
театральная клака сегодня скорее мертва – в отличие от политической клаки, которая, кажется, переживает расцвет
А вот ещё одна веская причина заказать на мероприятие клакеров, вместо того чтобы созывать бескорыстных сторонников, готовых стоять за идею. За последние два года суды перестали либеральничать с задержанными на митингах и впаивают им на полную катушку. Оправдывают лишь каждого 10-го из тех, кого полиция предлагает привлечь к административной ответственности. Выросли и штрафы. Стоишь во время митинга на проезжей части? Перекрыл дорогу – штраф до 300 тыс. рублей. Участвовал в несанкционированном мероприятии? Гони 30 тысяч! Выкрикнул что-то? Ещё 20 тыс. рублей. Так вот, если организацией уличной акции занимается агентство, оно же почти всегда и «урегулирует» все вопросы с представителями правопорядка. Тут, понятное дело, единого прейскуранта не существует. А теперь представьте себе, что будет, если действовать по старинке, вовлекая в водоворот общественно-политических страстей простых смертных, а не профессиональных митингующих? Сколько будет обид, сколько разочарований! Так и последних сторонников, не ровён час, растеряешь. И выходит, что лучше нанятый клакер, рукоплещущий выступлениям с трибуны столь же рьяно, как в театре во время премьеры, чем бескорыстный товарищ по партии.
Театральным клакерам – контрамарки, политическим – помдепутатские «корочки»
Впрочем, у целого ряда общественно-политических движений и партий имеется и собственная клака. Это не члены партии и даже не сочувствующие. Но и не посторонние, которые отбывают номер за фиксированную плату. Платят им, как и театральным клакерам, не только деньгами. В храме Мельпомены было принято рассчитываться билетами и контрамарками, а с политическими клакерами расплачиваются услугами. Как это работает? Скажем, имеется некая организация спортивных фанатов – болельщики футбольной команды. Пять тысяч членов, из них тысяча – активные. Которые ходят на все матчи команды, даже на те, что играют на выезде. Время от времени у руководства этой организации возникают проблемы – с правоохранительными ор-ганизациями и не только. Решать эти проблемы легко и удобно, если в кармане лежит удостоверение помощника депутата Госдумы. Вариант – если можешь организовать депутатский запрос на интересующую лично тебя тему. В общем, всё, как раньше в театре, с той лишь разницей, что организатору массового рукоплескания выдавали несколько контрамарок, а тому, кто помогает политику вывести на улицу, скажем к американскому посольству или к Госдуме, несколько сотен протестующих, дарят помдепутатские «корочки», «тянущие» на миллион рублей. Каких-то полсотни контрамарок в Большой на «Лебединое озеро»!
На недавней акции возле посольства Украины в Москве дипломатов забрасывали яйцами и помидорами фанаты одного столичного футбольного клуба. А украинское издание «Гордон» со ссылкой на агентство УНИАН сообщило, что «организатором акции является Национально-освободительное движение (НОД) депутата Государственной думы Евгения Фёдорова». Может, совпадение?
И всё-таки театральные клакеры были намного принципиальнее своих политических коллег. Невозможно представить себе, чтобы одна и та же клака рукоплескала бы Ивану Козловскому и Сергею Лемешеву. А те же футбольные фанаты запросто могут сегодня митинговать за «Суть времени», завтра – за МГЕР, а послезавтра – за «Солидарность». Кстати, «Солидарность», пожалуй, единственная структура, которая может возить своих клакеров из Москвы в регионы, а не наоборот. Не так давно полицейский наряд из Переславля-Залесского задержал автобус с «активистами» «Солидарности», ехавший из столицы в Ярославль на акцию за сохранение прямых выборов мэра.
Евгений МИНЧЕНКО политолог, политтехнолог:
– Уличные публичные мероприятия – чистой воды коммерция. Кто сегодня ходит на митинги? Представители партий и движений – раз, сотрудники подконтрольных организаторам мероприятий структур – два, немногочисленные сагитированные – три. Ну, и те, кто за деньги. Сагитированных – единицы. Партийных тоже немного. Остаётся нанимать клакеров – кого-то за деньги, а с кем-то рассчитываются услугами. Ничего удивительного нет в том, что в толпе левых и правых можно увидеть одни и те же лица. Люди работают, деньги зарабатывают. И только самые наивные идеалисты продолжают верить в то, что на митинги ходят сочувствующие той или иной партии или движению – таких в толпе процентов 10–20 от силы. В общем-то, может, оно и неплохо: нанятые за деньги участники митингов, как правило, не позволяют себе вольностей и ведут себя большей частью прилично, если, конечно, им не поставлена задача спровоцировать скандал. Они в отличие от тех, кто ходит митинговать по любви, а не по расчёту, не дают волю чувствам. Тем не менее, подобно клаке театральной, политическая клака точно так же непредсказуема. Клакера могут перекупить конкуренты, и тогда жди беды – мало ли что может устроить такой митингующий! И следует помнить: наёмник в отличие от того, кто пошёл воевать по убеждению, из любви к Родине, стреляет, пока ему платят. А если не заплатят, он легко развернёт оружие против тех, с кем сидел в одном окопе. Поэтому политикам, привыкающим к платным массовкам, я посоветовал бы быть бдительными.
А есть ли политическая клака «за бугром»?
Оказывается, есть. В Америке процветает компания под названием Crowds on Demand – «Толпы людей по требованию». Политики заказывают себе группы поддержки на различные мероприятия, но оплата производится не поштучно за каждого приведённого митингующего, а оптом. Расценки отличаются от российских принципиально: каждый статист получает за участие установленный гонорар – 50 долларов за два часа работы. Организация акции стоит от 2 до 5 тыс. долларов – в этом смысле аппетиты наших отечественных агентств мнятся поистине волчьими. Правда, «толпу напрокат» можно заказать исключительно на санкционированное мероприятие. По словам основателя и исполнительного директора Crowds on Demand Адама Стюарта, его клакеров нанимали «несколько десятков известных политиков из разных партий» – в основном те, кто избирался в сенат или конгресс. Среди клиентов был и один кандидат в президенты. По словам Стюарта, толпа избирателей, окружающая политика во время уличных акций, «добавляет ему узнаваемости и делает более желательным для фоторепортёров». Именно такие политики нравятся американцам – легко узнаваемые. О таких больше пишут в прессе, и соответственно у них больше шансов победить в избирательной гонке. Считается, что чем больше толпа, которая окружает политика во время публичного выступления, тем выше уровень доверия к нему: «Люди чувствуют, что они поставили на правильную лошадь». А у политика, которому аплодирует нанятая толпа, растёт уверенность в своих силах, убеждён Стюарт, «даже если политик знает, что рукоплещущие ему люди получают за это деньги». Все клакеры, которых нанимает Crowds on Demand, подписывают договор о неразглашении информации. По словам Стюарта, был только один случай, когда клакер рассказал правду о том, чем он занимается. Был скандал, но его удалось замять.
Есть политические клакеры и у нас по соседству, на Украине. Называют их титушками, с ударением на букву «у» – по фамилии спортсмена Вадима Титушко, уличённого журналистами в участии в оплаченных Партией регионов Виктора Януковича мероприятиях. Стоят услуги титушек дорого – от 100 евро за участие в акции (расценки приводила киевская «Экономична правда»). У титушек имеется свой профсоюз, в котором состоит порядка 2 тыс. человек. Как правило, это молодые мужчины спортивного телосложения. Чаще всего титушек заказывают на свои уличные мероприятия «Батькивщина» Юлии Тимошенко и радикалы Олега Ляшко – клака не только создаёт видимость массовости мероприятия, но и следит за порядком.