Версия // Бизнес // На рынке туриндустрии хотят оставить только самых крупных игроков

На рынке туриндустрии хотят оставить только самых крупных игроков

1959

Идите отдохните

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Череда банкротств туроператоров вновь породила разговоры о необходимости изменения отраслевого законодательства. Особенно в части, касающейся финансовых гарантий. На прошлой неделе Всероссийский союз страховщиков направил в Центробанк и Минкульт свои предложения о том, как следовало бы изменить систему страхования в турбизнесе.

Интересно заметить, что до недавнего времени страховщики в большей степени предпочитали оставаться в стороне от туристического рынка. По словам работников туриндустрии, страховые компании нередко прямо отказывали туроператорам, причём даже тем, кто работал на рынке внутреннего туризма, где суммы страховок значительно меньше, чем на международных направлениях. С другой стороны, сами страховщики постоянно ссылались на непрозрачность отечественного туристического рынка и как следствие на невозможность просчитать риски.

Новая система страхования, предложенная на этот раз самими страховщиками, предполагает три уровня защиты. Для начала планируется объединить все страховые компании, работающие с туроператорами, в некий пул. Только его участники получат право заключать договоры страхования, при этом ёмкость пула будет определять ЦБ по специально разработанной методике.

Кроме того, предполагается дифференцировать размер фингарантий – для каждой компании свой. Рассчитываться он должен, согласно предложениям ВСС, исходя из того, сколько туристов планирует отправить на отдых та или иная компания, а также из размера лимита ответственности за каждого туриста, рассчитать который предлагается всё тому же ЦБ. При этом если в итоге у компании окажется больше туристов, то ей необходимо будет застраховаться дополнительно.

Второй уровень защиты учитывает наличие некоего компенсационного фонда, по аналогии с уже действующей «Турпомощью». Его объём, по расчётам страховщиков, должен составить не менее 500 млн рублей, причём финансовое участие в фонде должно быть обязательным для всех субъектов туриндустрии. Интересно заметить, что отдельным пунктом ВСС оговаривает тот факт, что у фонда не должно быть права компенсировать свои убытки за счёт средств страховых компаний по договору страхования ответственности туроператоров. Сегодня такое право есть у «Турпомощи». Так что похоже, что страховщики в этой части намерены попросту свести своё участие к минимуму.

Наконец, третьим уровнем защиты туристов станет государственное участие в том случае, если ни денег страховщиков, ни средств фонда на выплаты не хватило. Правда, речь идёт в основном о форс-мажорных обстоятельствах типа цунами, войны или землетрясения.

«Каким образом мы сможем защитить туристов – это самый тяжёлый вопрос, – констатирует первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. – Последняя тема, которая сейчас поднимается страховыми компаниями, – трёхступенчатая защита. То, что происходит сейчас, создаёт впечатление, что страховые компании вообще не хотят работать в данной сфере. Страховщики готовы выделить только 8 долларов на одного туриста. Если так, то считайте, что страховой защиты нет вообще».

Впрочем, сами участники туррынка предпочитают умалчивать о том, что несколько лет назад, когда на рынке впервые начались банкротства крупных операторов, в частности, уже поднимался вопрос о том, что операторские компании должны стать более прозрачными. Много говорилось и о том, что страховщики не спешат работать на туррынке, – во многом потому, что операторские компании даже не публикуют в обязательном порядке свою финансовую отчётность. Однако тогда дальше разговоров дело так и не пошло.

А в итоге всё и вовсе свелось к обсуждениям увеличения фингарантий и созданию «Турпомощи».

Среди основных причин серии нынешних банкротств представители турбизнеса считают тяжёлую политическую и экономическую ситуацию. «Лето этого года действительно беспрецедентно тяжёлое. В этом году у нас нехарактерный волнообразный спрос – Турция плюс 15%, Европа – минус 30. Таких колебаний наш рынок никогда не переживал. Будут ли ещё банкротства или уходы с рынка – сказать сложно. Уйти могут мелкие компании, которые не окажут серьёзного влияния на рынок. Чтобы защитить себя, надо пользоваться услугами крупных туркомпаний – они надёжны», – считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Похоже, что и страховщики и туроператоры в очередной раз заняты переделами сфер влияния, а не созданием понятных и прозрачных условий игры на рынке.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.08.2014 15:49
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх