// // Новые аварии в метро неизбежны

Новые аварии в метро неизбежны

701

Сошёл с рельсов

Фото: РИА Новости, Рис.: Темур Козаев
Фото: РИА Новости, Рис.: Темур Козаев
В разделе

Трагедия, произошедшая 15 июля в московской подземке, стала одной из самых крупных аварий за почти 80-летнюю историю столичного метрополитена. Уже возбуждено уголовное дело, следователи выясняют обстоятельства случившегося, мэр Сергей Собянин призвал строго наказать виновных. Однако погибших не вернёшь. А умы тысяч москвичей теперь терзает мысль о том, что обычная поездка в метро, по сути, становится рискованной лотереей. Как получилось, что самое безопасное в мире метро в рекордные сроки не только утратило свою безупречную репутацию, но и стало опасным для жизни?

Официальная причина трагедии пока не названа, однако первые результаты расследования обстоятельств катастрофы выявили одну показательную деталь: согласно появившейся в СМИ информации стрелочный механизм в тоннеле Арбатско-Покровской линии был зафиксирован обычной проволокой. Сообщается, что помощник дорожного мастера признался на допросе: он не проверил состояние стрелочного механизма.

В качестве подозреваемых задержаны дорожный мастер службы Валерий Башкатов и помощник дорожного мастера пути Юрий Гордов, имевшие непосредственное отношение к работам по укладке стрелочного перевода.

Но обвинять в произошедшем только стрелочников было бы нелепо. Эксперты констатируют: кризис в московском метро назрел уже давно.

Жертв могло быть больше

Станция метро «Славянский бульвар» открылась в сентябре 2008 года. Она стала одной из самых красивых в Москве. В силу расположения «Славянскому бульвару» суждено было стать одной из самых многолюдных станций. Дело в том, что сейчас Кутузовский проспект – это место многокилометровых пробок, простаивая в которых в час пик рискуешь вовсе не попасть на работу или на срочную встречу. Уже в 7 часов утра в вагонах не бывает свободных мест. Вечером, в час пик, вагоны также набиты до отказа.

В момент аварии в том злополучном поезде было много народу – МЧС сообщило о 1200 эвакуированных пассажиров. Именно многолюдность стала причиной такого числа жертв. После резкого торможения те, кто ехал стоя, покатились по полу, разбиваясь о металлические части вагона и друг друга. Как пояснили в 71-й ГКБ, куда доставили около 30 пострадавших, у большинства диагностировали травмы черепа, ушибы, гематомы, резаные раны. Всего, как пояснил глава Департамента здравоохранения Москвы Георгий Голухов, в реанимацию доставили 42 пациента в тяжёлом состоянии. Среди них оказались 11-летний мальчик, который получил черепно-мозговую травму, а также беременная женщина.

Вероятно, жертв могло быть и больше, если бы не отлично организованная работа медиков. Тяжелораненых мгновенно транспортировали к вертолётам, которые за считанные минуты доставляли их в московские больницы. Также к месту ЧП было стянуто 100 машин скорой медицинской помощи. По поручению мэра Москвы вся система здравоохранения города работала на оказание помощи пострадавшим в метро, к спасению людей привлекли лучших врачей. Тем не менее спасти удалось не всех.

Стрелку перевели специально?

Сейчас по факту аварии возбуждено уголовное дело по ст. 263.1 ч. 3 УК РФ (нарушение требований в области транспортной безопасности). Следствие рассматривает несколько версий: неисправность вагона, несрабатывание стрелки и проседание полотна в связи с проведением работ на параллельном участке линии. Кроме того, СК не исключает, что причиной аварии стал скачок напряжения.

Версия о проседании полотна появилась не на пустом месте – спровоцировать проседание теоретически могли строительные работы, которые велись на параллельном участке. Однако профессионалы уже назвали данную версию несостоятельной: состояние путей проверяется каждые сутки с помощью специальной техники, поэтому отклонение даже в несколько миллиметров сразу было бы замечено.

По теме

В результате наиболее часто повторяется версия про неисправность стрелки. По каким-то причинам она сработала неверно, вызвав сход с рельсов второй тележки поезда.

Вот какое мнение высказал машинист электродепо «Фили» Арбатско-Покровской линии Сергей Капустин:

«Слышал, что авария произошла из-за стрелки. Это доказывают и некоторые фотографии с места аварии. Якобы состав двигался на достаточно высокой скорости и подскочил на стрелке, которая стояла не по маршруту. Успеть среагировать на скорости 50 километров в час на неправильную стрелку почти невозможно. Кроме того, на рельсы специально кладут некоторое количество смазки. Так что даже после экстренного торможения состав всё равно продолжит движение по инерции и остановиться не успеет. Но возникают вопросы. Метро начинает работу в 05.30. Как предыдущие составы прошли, если стрелка стояла не по маршруту? Значит, её кто-то специально перевёл. На стрелках стоят камеры. За ними следят блокпосты. После прохождения состава они обязаны убедиться, что стрелка стоит по маршруту. Чисто теоретически стрелка могла перевестись сама, но я о таком раньше никогда не слышал».

Версию с нарушением эксплуатации стрелки опровергают не только машинисты. Причиной ЧП мог стать предмет под днищем поезда – такое мнение прозвучало на совещании под председательством вице-мэра Москвы по строительству Марата Хуснуллина, в котором участвовали привлечённые к расследованию независимые технические эксперты. При осмотре места происшествия они обнаружили множественные свежие сколы на бетоне между рельсами примерно в 50 метрах от места, где начался сход вагонов с рельсов.

«Состав трясёт, будто едешь по гравию»

Тем временем в народе рождаются и другие версии произошедшего. Некоторые даже усмотрели в случившемся «украинский след». Поводом предполагать, что в тоннеле произошёл взрыв, стали слова очевидцев о яркой вспышке перед столкновением. Однако официальные лица подобные версии категорически отвергают. Взрывные работы, о которых шла речь, велись в 5 километрах от места происшествия, причём в июне.

Также в день аварии в социальных сетях появилось свидетельство москвича Сергея Молоствова. За несколько дней до катастрофы он обратил внимание на странную вибрацию вагонов между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы». Пассажир написал письмо руководству Московского метрополитена. В ответ Молоствов получил отписку: «Сообщаем, что путь содержится в соответствии с техническими нормами и допусками, отступлений в содержании стыков не выявлено, размеры стыковых зазоров соответствуют техническим нормам». Естественно, что в этой связи также возникло множество версий и догадок.

Машинист Валерий Собачкин, заместитель председателя независимого профсоюза Московского метрополитена, неоднократно водил составы по Арбатско-Покровской линии. «Участок, где произошла авария, – довольно безопасный. Там выходишь из кривой и 500 метров до станции едешь по прямой. Никаких проблем здесь никогда не было – в отличие от перегона между «Парком Победы» и «Киевской». Там первую половину пути состав трясёт, будто едешь по мелкому гравию, а не по рельсам. В сетях публиковали запрос пассажира в службу пути как раз об этом перегоне. Но авария произошла не на этом участке, а на другом – между «Парком Победы» и «Славянским бульваром». Ещё говорили про уклон. Он действительно есть между «Славянским бульваром» и «Парком Победы», потому что «Парк Победы» – самая глубокая станция. Она зарыта на 88 метров от поверхности земли, а «Славянский бульвар» – практически наверху. Но авария произошла не там, где уклон, а там, где путь уже выравнивается», – рассказал машинист.

Неофициальных версий аварий множество. Депутат Евгений Фёдоров, к примеру, и вовсе предположил, что к ЧП могут быть причастны американцы, поскольку к планированию работы метрополитена в своё время была привлечена компания из США.

Много нелестных слов в социальных сетях было написано и про вагоны «Русич», которые эксплуатируются сейчас в московском метро. Дизайнер Артемий Лебедев, в частности, написал в своём блоге: «Первая мысль при взгляде на вагон «Русич» – нельзя делать вагоны из фольги! У старых составов метро был восьмикратный предел прочности».

По теме

Впрочем, блогеру возразил бывший слесарь завода «Метровагонмаш» Вячеслав Бабочкин: «Почему «Русич» всмятку, я не знаю. Техническая конструкция этого вагона правильная: там все рёбра жёсткости поставлены. Но надо вдаваться в детали. Например, тем ли электродом варится шов? Какой был электрод? Если руководство ничего не проверяет, то о чём мы можем говорить?»

И это ещё не всё, что могут рассказать вагоностроители.

«Брак шёл повсеместно»

«Год назад нам на завод поставляли некондиционные детали для тормозной системы, – сообщил пресс-секретарь независимого профсоюза «Защита» на заводе «Метровагонмаш» Владимир Комов интернет-изданию The Village. – У них слетала резьба. Рабочих заставляли голыми руками, без специальных инструментов, их исправлять, профсоюз долго с этим боролся – часть деталей убрали, часть исправили. Но часть всё-таки поступила в эксплуатацию».

Его слова подтверждают и другие работники «Метровагонмаша». Тот же Вячеслав Бабочкин полагает: «Скорее всего авария произошла из-за неисправности тележки. Нам на завод их два года назад поставляли с сырыми, незакалёнными болтами крепления. Они просто не подпадали под техническую документацию. Брак шёл повсеместно. Мы уже тогда говорили, что могут погибнуть люди. Жаловались начальству, обращались в инспекцию труда России, прокуратуру, но отовсюду получали только отписки. В результате начальство завода начало бороться не с браком, а с активистами независимого профсоюза. Нескольких человек сократили. Уволили профессионалов – и теперь с браком бороться некому».

Рабочие, которые выпускают метровагоны, рассказывают сейчас о бракованных деталях, «ручной сборке» и бездарном менеджменте метрополитена. А ещё члены профсоюза сообщили, что рабочих под угрозой лишения премии, якобы, принуждали ставить бракованные детали в узлы тормозной системы вагонов.

И каждый раз после серьёзных аварий, которых было за последнее время немало, руководство, похоже, начинало лихорадочно искать «стрелочников» и проводить массовые увольнения. Так, в 2013 году в столичной подземке произошло более 10 аварий, из них 3 – серьёзные. В результате расследования «Метровагонмаш» был оштрафован на 6 млн рублей. Вслед за этим последовали массовые увольнения рабочих: в основном активистов Межрегионального объединения рабочих профсоюзов «Защита». Рабочие уверены: таким образом они поплатились за отказ ставить бракованные детали и узлы на вагоны метро.

Представитель профсоюза «Защита» Сергей Лебедь считает: «Пока эта схема не закончится, аварии будут случаться и дальше. Когда же станут работать специалисты, нести ответственность, когда начнут наказывать людей, которые занимаются перевозкой людей в общественном транспорте, вот тогда будет толк».

Проезд дорожает – безопасность падает

По мнению психологов, после катастрофы 15 июля многие начнут испытывать страх перед поездками в метро. Возможны стрессы и депрессивные расстройства. Тем, кто пострадал в аварии в московской подземке или начал испытывать после случившегося страх, медики советуют обращаться к специалистам. Всё это лечится, уверяют они, главное – не затягивать.

Мэр Москвы Сергей Собянин уже поручил выплатить компенсации родственникам погибших в результате аварии в московском метро в размере 1 млн рублей, пострадавшим – до 500 тыс. в зависимости от тяжести травм. Дополнительно будет обеспечено страховое возмещение по линии метрополитена. Кроме того, правительство Москвы окажет адресную поддержку родственникам пострадавших и погибших.

Однако чувство недоверия к московской подземке после этой аварии миллионам москвичей преодолеть будет сложно. У каждого, кто пользуется столичной подземкой, и прежде возникало немало вопросов к её работе. Отчего так темно на некоторых московских станциях? Почему в жару многие вагоны не кондиционируются, что провоцирует у пассажиров приступы удушья? И ещё картина, знакомая практически любому пассажиру: днём один из эскалаторов обязательно закрыт, что порождает давку. На больших станциях вроде Киевской, Комсомольской или Белорусской для того, чтобы просто попасть в вагон в час пик, необходимо отстоять в очереди. Зато на многих станциях работают кафе, магазины, торгующие чем угодно – от косметики неясного происхождения до ювелирных изделий. Всё это умножает бюджет московского метро, хотя цены на услуги метрополитена растут каждый год. По сравнению с 2001 годом они выросли в 8 раз! Куда и на что идут деньги? И почему степень безопасности Московского метрополитена оказывается обратно пропорциональной росту цен на проезд?

«По факту аварии, я уверен, должны быть приняты самые жёсткие меры», – заявил мэр Москвы. Сергей Собянин однозначно дал понять, что никаких поблажек ответственным за трагедию не будет. Однако наказать виновных – полдела. Вывести московскую подземку из мрака системного кризиса, в который она погрузилась, будет куда сложнее.

Опубликовано:
Отредактировано: 21.07.2014 14:50
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх