Версия // Москва // На праздновании Дня города бюджет Москвы заработал около 600 миллионов рублей

На праздновании Дня города бюджет Москвы заработал около 600 миллионов рублей

2605

Веселье с прибылью

фото: ТАСС
В разделе

«Москва – лучший город Земли» – под таким уже традиционным слоганом столица в первые выходные дни сентября отметила свой 868-й день рождения. Широкие удобные улицы, велосипедные дорожки, красивые парки, фестивали, праздники, ярмарки – всё это сегодня не только делает Москву «лучшим городом Земли» для самих москвичей, но и всё больше притягивает иностранных туристов. Что и говорить: Москва отныне активно включилась в общемировую борьбу за доходы от туриндустрии.

Вот только один пример. В этом году День города, даже несмотря на испортившуюся погоду, посетило более 8 млн человек. При этом на самом празднике город заработал около 600 млн рублей. А ведь столь масштабные мероприятия теперь проходят в столице постоянно. «Нынешний летний сезон изобиловал масштабными мероприятиями, которые в равной степени интересны как туристам, так и москвичам, – констатирует руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Владимир Черников. – Одно из знаковых событий – московский этап «Формулы Е» – первые городские международные гонки на электроболидах. Мировая аудитория гонки составила более 200 млн человек. Ещё одно крупное мероприятие – фестиваль «Времена и эпохи», прошедший в музее-заповеднике «Коломенское». Мероприятие собрало около 300 тыс. зрителей».

Неудивительно, что при такой насыщенной и интересной культурной программе турпоток в российскую столицу растёт, даже несмотря на мировой финансовый кризис. В прошлом году столицу посетили рекордные 16,5 млн туристов.

Праздники создают дополнительные рабочие места, дают возможность малым предприятиям найти площадки для сбыта, создают положительный имидж столицы как одного из центров мирового туризма

Развитие туризма тем более необходимо, если учитывать, что отрасль эта может приносить неплохую финансовую отдачу. Только подумайте: вклад туриндустрии в мировую экономику превышает 10% общемирового ВВП. Цифра, вполне сопоставимая с объёмами торговли нефтью. К примеру, только США зарабатывают на туристах около 110 млрд долларов в год.

По прогнозам аналитиков, уже к 2020 году количество международных туристов составит около 1,6 млрд человек. И, очевидно, было бы неплохо, если бы несколько миллионов из них ежегодно становились гостями российской столицы.

К приёму туристов готовы!

За последние несколько лет Москва буквально преобразилась, став удобным и красивым городом не только для самих москвичей, но и для туристов. Так, с июля прошлого года на центральных улицах города появилась туристическая полиция. Сегодня её сотрудники патрулируют 11 пешеходных зон в центре города. Что интересно: туристические полицейские свободно владеют английским языком (это непременное условие зачисления в штат), а некоторые сотрудники также говорят на французском, немецком и испанском языках. Уже в следующем году в городе завершится создание современной туристической навигации. «Москва к 2016 году станет одним из городов с самой современной системой навигации для туристов на различных языках, – отмечает первый замруководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы Сергей Шпилько. – Пока вся навигация делается дву-язычной – на английском и русском, но будет появляться и на китайском и других языках». Напомним, что вообще установка первых навигационных мультиязычных объектов в городе началась ещё в 2011 году. «Два крупных проекта по внедрению мультиязычной навигации нового поколения сейчас осуществляются в Москве Департаментом транспорта (в метро и на наземном транспорте) и Департаментом ЖКХ и благоустройства Москвы. Все исторические районы города уже оснащены современной навигацией, сейчас эта география будет расширяться», – отметил Сергей Шпилько.

Кроме того, за последние годы существенно преобразились столичные улицы и парковые зоны. Парк Горького, парк «Сокольники», ВДНХ и многие другие сегодня стали излюбленными местами времяпрепровождения москвичей и гостей столицы.

В настоящее время также полным ходом идёт реализация проекта «Моя улица», предполагающего проведение реконструкции на центральных улицах города и ключевых вылетных магистралях. Объекты – участники программы выбирали сами москвичи, голосовавшие на портале «Активный гражданин». В рамках проекта «Моя улица» уже были благоустроены, например, Триумфальная площадь, Большая Никитская улица, Мясницкая и многие другие.

Драйверы роста городской экономики

Впрочем, не только туристическая инфраструктура и сам облик города притягивают в него туристов. Якорными элементами притяжения туристов являются также знаковые культурные, спортивные мероприятия, всевозможные фестивали и ярмарки. К примеру, сырные ярмарки в Голландии знамениты на весь мир; ежегодно миллионы туристов со всех концов света притягивает пивной фестиваль «Октоберфест» в Мюнхене; люди со всего мира едут на фестиваль сосновых грибов в Японию, арбузный фестиваль в Австралию, фестиваль кленового сиропа в Канаду.

Оно и неудивительно, ведь подобные мероприятия являются фактически драйверами роста городской экономики, поэтому сегодня все крупные города мира стараются поддерживать эти традиции.

«Как в Москве формируется бюджет праздничных мероприятий? В большинстве случаев – благодаря бизнесу. Многие спрашивали, зачем мы приглашали иностранных музыкантов на праздник варенья, зачем устанавливали световые объекты на Пасху, – рассказывает заммэра Москвы по вопросам экономической политики Наталья Сергунина. – И мы объясняли, что мэрия платит за праздник. А основной вклад – это инвестиции предпринимателей. Кроме того, праздники – окупаемая история. Просто её невозможно сосчитать так прямо – вот тебе рубль, а вот два». По её словам, праздники, во-первых, создают дополнительные рабочие места, во-вторых, дают возможность малым предприятиям найти площадку для сбыта, в-третьих, создают положительный имидж столицы как одного из центров мирового туризма и, наконец, генерируют мощные людские потоки, которые задействуют другие элементы городской инфраструктуры – например, магазины, рестораны и т.п. «Всё это монетизируется и поступает в городской бюджет в виде налогов», – заключает Наталья Сергунина.

Кстати, именно таким образом был выстроен бюджет и прошедшего недавно Дня города. Расходы городских властей пошли только на обеспечение технической части мероприятия – оборудование сцен, света, звука, обеспечение безопасности. Выступление же приглашённых звёзд (в этом году это была, например, группа Aerosmith), оплачивают спонсоры. Интересно заметить, что отечественные звёзды шоу-бизнеса, театральные коллективы и т.п. поздравляли москвичей без гонорара. «Праздник Дня города становится более народным, понятным. Кто-то может нас критиковать, что мы делаем акцент на народные коллективы и районные праздники. Но в этом нет ничего плохого: дома культуры, различные community, которые находятся на территории того или иного района, вовлекают своих соседей в праздник и формируют идентичность районную», – говорит замруководителя городского Департамента культуры Владимир Филиппов. По его данным, в этом году Департамент культуры потратил 200 млн рублей на День города – значительная часть расходов пошла на сценическое и светозвуковое оборудование. «В этом году мы решили посмотреть, получится ли у нас поздравление москвичей самими москвичами, то есть формат народных гуляний, – рассказывает глава Департамента культуры Александр Кибовский. – Работники московских театров, клубов, школ искусств делают москвичам и самим себе подарок – организуют разные концертные программы, выступления, мастер-классы. Потрясающая по насыщенности программа получается».

Фестивалим все

Стоит отметить, что и представители бизнеса очень позитивно относятся к возможности принять участие в праздничных мероприятиях. Оно и неудивительно. Так, по словам столичных рестораторов, выручка заведений общепита во время проведения в центре города мероприятий увеличивается в два раза. Кроме того, массовые народные гулянья – это ещё и возможность для предпринимателей «засветиться», сделать свой бренд более узнаваемым. «Мы участвуем практически в каждом общегородском фестивале, ведь это способствует не только увеличению прибыли, но и повышению узнаваемости нашей сети семейных кафе», – подтверждает основательница семейного кафе «АндерСон» Анастасия Татулова.

Мнение

Михаил КОЖУХОВ, президент туроператора «Клуб путешествий»:

– Чем больше фестивалей – тем лучше! Фестивали, праздники нужны всегда, а в период кризисов – особенно. А таким городам, как Москва, не стоит думать, как стать привлекательнее для туристов, нужно становиться привлекательными для своих жителей, и тогда туристы сами сюда потянутся! В столице в последние годы появляется правильное фестивальное движение, нацеленное именно на жителей, на возрождение и закрепление традиций.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.09.2015 12:55
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх