Версия // Конфликт // На чем погорели дольщики гаражного кооператива «АвтоИвановец»

На чем погорели дольщики гаражного кооператива «АвтоИвановец»

8082

Не в доле

На чем погорели дольщики гаражного кооператива «АвтоИвановец»
(скриншот: avtoivanovec.ru)
В разделе

Члены гаражно-строительного кооператива (ГСК) «АвтоИвановец» рискуют остаться и без гаражей, и без денег. Еще несколько лет назад ГСК был объявлен банкротом. Только вот дольщики в реестр кредиторов не попали. О том, как гражданская инициатива людей, скинувшихся на строительство гаража, превратилась в банальное кидалово – в материале «Нашей Версии».

История строительства девятиэтажного гаражного комплекса на ул. Сталеваров в Восточном округе Москвы началась еще в 2012 году. Именно тогда городские власти приняли решение снести располагавшиеся там еще с 90-х годов старые железные гаражи.

Однако жители выдвинули встречное предложение: они сами освободили часть земли, сами снесли свои гаражи и решили скинуться на строительство цивилизованного гаражного комплекса.

Так у ГСК «АвтоИвановец» появились дольщики. Председателем ГСК выбрали Ивана Литовченко – большинство владельцев гаражей знали этого человека уже много лет, именно он все последние годы возглавлял стоянку, а в лихие 90-е не раз отбивал участок от посягавших на него бандитов.

Землю под строительство ГСК получило на правах аренды: договор должен был действовать все время, пока ведется стройка, до 2016 года, после чего планировалось его перезаключить на последующие 49 лет.

«Сначала сдавали примерно по 370 тысяч рублей, кто-то больше, кто-то меньше. Вообще общая сумма взноса для первых дольщиков, владельцев еще старых гаражей, составляла 540 тысяч рублей. Для тех, кто приходил со стороны – 650 тысяч», – рассказал «Нашей Версии» Алексей, один из членов ГСК.

В общей сложности 268 членов кооператива собрали чуть больше 113 млн рублей.

Поначалу реализация проекта шла буквально «с колес», так что застройщику постоянно требовались все новые и новые финансовые вливания. «Не все члены кооператива могли сдать в срок необходимую сумму: кто-то в отпуске, кто-то квартиру купил, кто-то заболел. А деньги на строительство были нужны сразу, – поделился с нашим корреспондентом председатель ГСК «АвтоИвановец» Иван Литовченко. – У нас по проекту оказывалось 300 свободных гаражей, так что я под будущие перспективы их реализации, под залог занимал необходимые суммы у своих знакомых». Так у гаражного кооператива помимо дольщиков появились еще и кредиторы.

Подрядчик с улицы

Генподрядчиком проекта стало некое ООО СК «Эйконстрой». Председатель гаражного кооператива утверждает, что выбрал их случайно: офис компании располагался по соседству с гаражами, так что руководитель «Эйконстроя» просто зашел и предложил свои услуги.

Такое легкомыслие в выборе подрядчика стало для «гаражников» роковым. Отношения с «Эйконстроем» не заладились с самого начала. «Мы перечисляли им деньги, но материалы на стройку не поступали, они их не закупали, – рассказывает Иван Литовченко. – Мне пришлось закупать самому на деньги, которые собрал у дольщиков. Арматуру купил сам в Мытищах, сваи заказал в Гольяново».

Даже бетон кооперативу пришлось покупать самостоятельно. Привезенный «Эйконстроем» оказался явно «паленым» и низкого качества. При этом по официальным бумагам, по словам Литовченко, бетон проходил как дорогой.

Почему договор с «Эйконстроем» не был расторгнут и зачем «АвтоИвановец» бесконечно продолжал закупать стройматериалы самостоятельно, при этом расплачиваясь с поставщиками «в черную» – загадка.

По теме

Что интересно: в разговоре с нашим корреспондентом Иван Литовченко рассказал, что и с «Эйконстроем» он частенько расплачивался, что называется, мимо кассы. Деньги брал под расписку у друзей-кредиторов, и опять же под расписку передавал их руководителю «Эйконстроя».

Интересная подробность: в 2015 году ООО «Эйконстрой» подает в суд на ГСК, требуя погасить задолженность в размере 7,9 млн рублей.

На суде ГСК, доказывая отсутствие задолженности, представил те самые расписки, по которым Литовченко передавал деньги подрядчику. Однако суд их не принял во внимание. Можно предположить, что суд не счел их доказательством, поскольку расписки выписывались частными лицами и формально никакого отношения к получению денег ООО «Эйконстроем» не имели.

Что интересно: долг руководитель ГСК в итоге признал и стороны заключили мировое соглашение. Однако платить требуемую сумму кооператив не стал.

Дольщики не дольщики

В 2016 году этому бизнесу на доверии пришел конец. ООО «Эйконстрой» был объявлен банкротом. Пришедший в компанию арбитражный управляющий, конечно, тут же заметил старый долг в 7,9 млн рублей и подал в суд на ГСК «АвтоИвановец».

Однако на этот раз истребовать свои деньги у кооператива решили и другие кредиторы: те самые друзья Ивана Литовченко, которые давали ему деньги еще с 2012 года.

Как следует из судебных материалов, в общей сложности сумма основного долга перед кредиторами у ГСК составила немногим более 72 млн рублей плюс еще 27,5 млн неустойки.

Средств на погашение задолженности у кооператива не было, так что ГСК было объявлено банкротом.

Тут-то и выяснилась еще одна пикантная подробности. Оказалось, что 268 дольщиков, вложившие в строительство более 113 млн рублей, не могут быть в реестре кредиторов, поскольку их договора долевого участия (ДДУ) юридически ничтожны. Получается, с 2012 года ГСК деньги с дольщиков собирал, а вот договора в Росреестре так и не зарегистрировал.

Примечательно, что самих дольщиков это обстоятельство нисколько ни смущало. «Я не юрист и не подозревала о тонкостях регистрации договоров, – рассказала Светлана К. одна из членов гаражного кооператива. – Нам показали разрешение на строительства, подписанные планы строительства. С моей точки зрения, как не юриста, все было вроде как логично».

Немаловажную роль сыграл и тот факт, что Ивана Литовченко многие владельцы гаражей знали уже ни одно десятилетие и искренне ему верили.

«Мы на него смотрели как на героя. Он ничего другого не хотел, он реально хотел построить гараж. Он получил аренду у Москвы, получил градостроительный план, он все это организовал, – рассказывает еще один член кооператива Алексей. – Строительство то начиналось, то шло, то опять вставало. На собраниях Литовченко нам постоянно рассказывал, что все решаемо. О том, что ГСК банкрот мы узнали только в 2019 году». На самом деле процедура наблюдения в отношении ГСК «АвтоИвановец» определением Арбитражного суда Москвы была введена еще в 2017 году. После этого последовала еще серия арбитражных разбирательств, касательно назначения временного управляющего, а также неудачной попытки ввести финансовое оздоровление.

Проблемный недострой

В результате сегодня изначально, казалось бы, успешный проект по строительству гаража, превратился в долгострой с сомнительными перспективами.

Официально стройка не заморожена, однако никаких работ там сегодня не ведется – вести их просто некому, да и не на что.

По словам Ивана Литовченко, его «друзья-кредиторы» сегодня вроде как готовы уменьшить сумму своих финансовых притязаний. Согласно неофициальным договоренностям, они требуют с ГСК уже не 72 млн, а всего 26. Однако, где взять эту сумму тоже не очень понятно.

По неофициальной информации, осенью прошлого года объектом было заинтересовались инвесторы. Однако в итоге переговоры с кредиторами не увенчались успехом.

Дольщики, по уже сложившейся традиции, уповают на помощь государства: дескать, пусть город возьмет и достроит наш объект.

Однако, вопрос о том, можно ли вообще считать членов ГСК дольщиками, остается открытым. Ведь формально существующие у них договора долевого участия являются юридически ничтожными.

Между тем, как рассказал «Нашей Версии» Иван Литовченко, в свое время он честно пытался зарегистрировать договора в Росреестре, однако ему было отказано. «Они мотивировали это тем, что нет договора на землю. Мы ведь получили тогда участок вне конкурса, – рассказал Литовченко. – В устной форме, специалисты мне сказали, что переоформлять договор не стоит, потому что тогда придется провести тендер и участок могут перекупить и советовали завершить стройку по старому договору».

Кстати, достроить осталось не так-то много. Вся сложная подготовительная работа уже сделано: вырыт котлован, забито 986 свай, залиты бетонные основания, сделаны цокольный, первый, второй и частично третий этажи.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.08.2021 16:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх