К 2024 году в России будет выпущено 25 тыс. отечественных электрокаров, оптимистично сообщили на прошлой неделе СМИ. Одновременно будет значительно увеличено количество зарядных станций, что сделает автомобили на электрической тяге мегапопулярными.
Всё это следует из пояснительной документации к группе правительственных инициатив социально-экономического развития, объединённых под названием «Технологический рывок», – они были представлены на рассмотрение президенту в конце июля. Как пишут «Известия», согласно прописанным в инициативах параметрам, планы развития электротранспорта выглядят грандиозно. Всего за три ближайших года планируется наладить производство электрокаров и построить 9 тыс. зарядных станций для них. А уже к 2030 году доля электрических транспортных средств в России должна составить не менее 10%. При этом количество зарядных станций увеличится до 72 тысяч.
Всё это, мягко говоря, вызывает недоумение. Сейчас доля электротранспорта в РФ исчезающе мала, составляет менее 1%, а легковые автомобили на электричестве практически не выпускаются. Откуда всего за три года появится их полноценное производство? Попытка АвтоВАЗа выпустить на рынок электрокар «Эллада» на базе «Калины» фактически провалилась. В марте глава Минпромторга Денис Мантуров продемонстрировал прототип серийного электромобиля «Зетта», однако очередное тольяттинское творение может впечатлить лишь самых больших патриотов отечественного автопрома. Зарубежные производители уже успели приучить к мысли, что электрокар – это нечто сверхсовременное и технологичное, а не странная крохотулька на колёсиках, куда собираются втискивать четырёх человек. Также свой проект есть у КамАЗа, но к нему тоже возникает много вопросов. За счёт чего в таком случае Минпромторг собирается за считаные годы пересадить Россию на электротранспорт?
Можно было бы предположить, что ставка делается на увеличение импорта электромобилей, которые сегодня выпускают все главные мировые автобренды. Но, похоже, ситуация выглядит иначе. Потому как одновременно стало известно: власти не заложили бюджетных средств на субсидирование продаж электромобилей. А ведь эксперты не раз отмечали: электромобили, стоимость которых весьма высока, становятся популярными только в том случае, если государство субсидирует их покупку и даёт льготы владельцам машин на электричестве. Это уже показал опыт Германии, Испании, Китая и других стран. В России же, наоборот, в 2018 году отменили льготный ввоз электромобилей, а заодно увеличили утилизационный сбор, что сделало цены на электромобили совсем запредельными. В результате сегодня в Норвегии уже каждый второй автомобиль ездит на электричестве, в Китае их полтора миллиона, а в России пока насчитывается всего 11 тыс. электрокаров, из которых четверть – это старые японские «праворульки».
Куда же в таком случае пойдут деньги, предусмотренные на развитие парка электромобилей? Их, по информации «Коммерсанта», собираются выделить немало – 50 млрд рублей. Как выясняется, средства пойдут на софинансирование строительства зарядных станций, а также производство машин и батарей. Причём солидную часть средств возьмут за счёт ещё большего увеличения утильсбора и ввозной пошлины на импортные электрокары. Что всё это значит? Судя по всему, будет так. Сперва миллиарды рублей успешно освоят строители зарядных станций и автозаводы, которые с грехом пополам выпустят пару каких-нибудь моделей. Потом производители скажут, что их продукцию россияне почему-то не хотят покупать, но они тут ни при чём – задача-то выполнена! А энергетики попросят себе какие-то субсидии на покрытие расходов, потому как построенные заправки окажутся невостребованными. Увы, опыт работы Дениса Мантурова и Минпромторга по развитию авиастроения показывает, что такой вариант вполне возможен.