Версия // Общество // Москву лишают и без того дефицитных отхожих мест

Москву лишают и без того дефицитных отхожих мест

1899

Как негде

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Признайтесь, было у каждого: приспичило, а поблизости ни подвортни, ни мусорных баков, ни даже ненавистных в другое время гаражей-ракушек. Да, по идее, где-то совсем рядом должен быть туалет – так принято в развитых странах, так действительно должно быть. Нет. Не хватает. Хотя в ближайшее время, может, будет чуть полегче: замруководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Александр Зотов вновь поднял животрепещущий вопрос и сообщил, что его ведомство рассматривает возможность установить туалеты в вестибюлях подземки.

Столичная санитарная система испытывает колоссальные перегрузки. «Сейчас реально в городе существует около 2 тыс. общественных санитарных узлов, как платных, так и бесплатных. Если в Нью-Йорке за неделю туалет посещают 700 человек, то одну кабину, установленную на Манежной площади, примерно 18 тыс. человек за неделю», – подсчитал Александр Зотов.

К туалетному вопросу в мэрии подходят со всей серьёзностью. Например, одной из причин перманентной неразрешённости данной проблемы называют отсутствие современных санитарно-гигиенических норм, а также нерасторопность НИиПИ Генплана, которое никак не может разработать схему размещения отхожих мест. При этом даже наличие нормативных документов едва ли сможет помочь.

Например, по сей день в городе действуют нормы 1972 года, согласно которым на 1 тыс. жителей должно приходиться одно бесплатное туалетоместо – унитаз или два писсуара. На практике же сегодня одно место приходится на 4,5 тыс. человек. Что уж в этом случае говорить о принятии новых стандартов, если даже старым столица сегодня не соответствует.

Примечательно, что даже в советское время, когда потребность в местах общего пользования очевидно была куда ниже, хотя бы в силу существенных различий образа жизни советского человека и современного россиянина, в городе работало 360 общественных туалетов. Сегодня из них осталось лишь 263, остальные с развитием рыночных отношений были перепрофилированы в магазины, автомойки, казино и даже кафе.

Компенсировали подобные потери за счёт установки 270 бесплатных кабинок, купленных на бюджетные средства, а также всем известных синих пластиковых кабинок, принадлежащих частным предпринимателям.

Интересно, что, несмотря на всю остроту проблемы, владельцы пресловутых синих кабинок сегодня испытывают достаточно сильное давление со стороны властей: на установку подобного агрегата требуется специальное разрешение, да и формально поставить его, где заблагорассудится, нельзя.

«Кто, например, согласовал установку на Манежной площади туалетов? Мы не против туалетов, мы против того, чтобы они портили вид города», – негодует Александр Зотов. Однако сносить незаконно установленные заведения власти, по-видимому, всё же опасаются: риск, что вместо уродливых и незаконно установленных кабинок в центре города то и дело будут появляться граждане без штанов, достаточно велик.

Дабы упорядочить туалетный бизнес, городские власти в ближайшее время планируют провести тендер на право по изготовлению модульных кабинок нового образца. Кроме того, предполагается разработать план по размещению отхожих мест.

По теме

Впрочем, о необходимости принятия данных мер говорят уже не один год, однако до практической реализации дело так и не дошло: до сих пор ведомства так и не могут согласовать единую схему. Дело в том, что далеко не в каждом месте, где, казалось бы, есть потребность в установке отхожих мест, можно добраться до воды или подключить канализацию. Да и строительство подобных заведений выльется в круглую сумму: минимальная стоимость модуля – 550 тыс. рублей, а одного стационарного туалета – 30 млн рублей, включая стоимость коммуникаций.

Пока что московскому правительству удалось найти 312 млн рублей из 380 необходимых. Очевидно, что «недостачу» пробовали было восполнить за счёт развития сети туалетов в метрополитене, тем более что они там и так уже есть, однако пользоваться ими могут только сотрудники подземки. Но, видимо, этим планам не суждено сбыться: начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев тут же заявил, что строить в метро общественные туалеты не будут, назвав этот вопрос «несерьёзным».

Не исключено, что А учитывая, что смоимость посещения колеблется в пределах 15–20 рублей, то туалетный бизнес оказывается достаточно выгодным для частных предпринимателей.

Парадокс: несмотря на очевидное превосходство спроса над предложением, в туалетном бизнесе сегодня разворачивается нешуточная конкурентная борьба. Легально работающие на рынке компании недавно заявили об объединении, с тем чтобы выдавить нелегальных игроков. По словам представителя компании «Экосервис» Виолетты Кузнецовой, разобщённость бизнес-сообщества сегодня только тормозит развитие туалетных сетей в городе. При этом потенциал у «туалетного лобби» сегодня достаточно значительный: в одной только Москве в этом бизнесе работает более 200 туалетных компаний. При этом, по словам участников рынка, выдавливание нелегальных игроков позволило бы существенно улучшить качество обслуживания.

О каком качестве обслуживания идёт речь, пока не очень понятно. Если говорить о наиболее развитых в столице синих кабинках, то уровень «вонючести» в них просто зашкаливает, да и в практическом смысле они достаточно неудобны, причём не только с точки зрения потребителей.

«Кабинки, которые сейчас выставляются в городе, это так называемый химический туалетный комплекс. Для него требуется большое количество воды, много электроэнергии. Кроме того, отходы, накапливающиеся за неделю, просто-напросто сливают в канализацию», – говорит член Российского туалетного объединения Владимир Максунов.

По его словам, куда выгоднее использовать туалетные комплексы, которые работают по сепарационной технологии. «Воды там вообще не требуется, не надо думать, где есть возможность её подключить, а где нет. Руки можно мыть специальным обеззараживающим лосьоном», – рассказывает Максунов.

Но насколько реально снабдить город подобными заведениями, ещё большой вопрос. Отметим, что несколько лет назад столичные власти, например, обязали все летние кафе непременно иметь отхожее место. Результат всем известен: рядом с многочисленными шатрами тут же появились всё те же пресловутые вонючие домики. Причём, похоже, подобный бизнес подчас оказывается достаточно выгодным для владельцев питейных заведений: стоимость посещения туалета там, как правило, сильно завышена, при этом никакой альтернативы у потребителей нет.

За рубежом туалетный вопрос уже давно решили достаточно просто, притом тратиться из бюджетов вообще не пришлось. В большинстве стран запросто можно зайти справить нужду в ближайшее заведение общепита. Более того, формально туалеты считаются бесплатными, однако на входе в заведение обычно выставляется небольшой поднос, на котором посетители по своему желанию могут оставить небольшую сумму в качестве благодарности за принесённое облегчение.

Представить себе подобное в России достаточно сложно. В качестве общественных уборных у нас используются разве что туалеты, расположенные в ресторанах фастфуда. Результат достаточно печален: большинство точек общепита, расположенных в хорошо проходимых местах, постоянно страдает от того, что в туалетах то и дело появляются обитатели улиц, использующие туалеты чуть ли не в качестве личной душевой кабины. Говорить о соблюдении хотя бы элементарных санитарных норм в данном случае не приходится.

«Если мы не будем делать хорошие туалеты, то о каких интуристах может идти речь? – сетует представитель НИиПИ Генплана. – Необходимо вести работу по трём направлениям. Во-первых, туалеты в ресторанах и кафе должны быть доступными не только для посетителей. Во-вторых, обязательно должны быть туалеты в магазинах, в том случае если посетители проводят в них не меньше получаса. И, в-третьих, необходимо перенимать зарубежный опыт. Вон в Германии общественный туалет: после каждого посетителя сиденье вращается и обмывается специальным составом, кабинка облучается ультрафиолетом».

А пока – по стандартной схеме: кусты, подворотни. В идеале последнее достижение – мусорные контейнеры, которые с некоторых пор стали обносить заборчиками. За ними удобно, довольно интимно, хотя вонь от помойки невыносимая, ну да ничего, можно и потерпеть. Опять же гаражи-ракушки. Правда, во всех перечисленных выше случаях нужно быть готовым к встрече с правоохранительными органами. Окажись они рядом и не прояви понимания, штрафа за нарушение общественного порядка не избежать. И ещё. Справлять нужду в лифтах и подъездах некультурно. А напоследок самая главная рекомендация: держитесь! Ну, или крепитесь.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.02.2010 11:20
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх