// // Минстрой расписался в собственном бессилии решить проблемы ЖКХ?

Минстрой расписался в собственном бессилии решить проблемы ЖКХ?

988

Стратегическая аварийность

2
В разделе

На днях заместитель министра строительства Михаила Меня Андрей Чибис представил на обсуждение Общероссийскому народному фронту стратегию развития ЖКХ до 2020 года. В документе говорится и о необходимости привлечения инвестиций в отрасль, и о капитальном ремонте, и о расселении ветхого и аварийного жилья. И всё бы хорошо, только все эти «мантры» в министерстве повторяют вот уже несколько лет. Нет лишь ответа на главный вопрос: каким образом и когда планируется улучшить ситуацию в ЖКХ?

Среди ключевых тезисов представленной стратегии можно выделить три. Во-первых, это тарифная политика. В ведомстве приветствуют переход с 2016 года на долгосрочные тарифы, которые сначала будут установлены на три года, а потом на пять лет. Во-вторых, это необходимость привлечения инвестиций в отрасль. Чему, как уверяет Андрей Чибис, в том числе должны поспособствовать как раз долгосрочные тарифы. Ещё один – условно, «третий» блок – посвящён решению вопросов расселения аварийного и ветхого жилья, а также капремонту жилищного фонда. Вернее, правильнее было бы сказать, что в стратегии констатируется наличие подобной проблемы, однако никак не обозначается, как её следует решать.

«Предложенный документ не является стратегией в принципе. Это набор текущих планов. Если посмотреть на текст, там нет ни целей, к чему мы должны прийти, ни того, как мы к этому должны прийти. Это просто некий сборник взглядов», – рассказал «Нашей Версии» руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев.

Вот пример. Сегодня даже простые россияне, далёкие от министерских дел и отраслевых проблем жилищно-коммунального хозяйства, знают, что ТСЖ играют немаловажную роль в системе управления многоквартирными домами. Однако в представленной Минстроем стратегии нет даже упоминания о товариществах собственников жилья! «Это означает, что министерство в принципе не планирует развивать эту форму», – недоумевает Николаев.

Нет жилья – нет проблемы

Стоит заметить, что о беспомощности представленного документа ещё месяц назад говорили в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Более того, РСПП в середине июня даже сформулировал конкретные предложения для Михаила Меня. Сред них – отмена лицензирования управляющих компаний, создание типовой формы договора управления, полная передача контроля над средствами для капремонта в руки собственников. Предложения были направлены премьер-министру Дмитрию Медведеву. Прошёл ровно месяц, но в стратегии Минстроя идеи бизнес-сообщества отражения так и не нашли.

«На мой взгляд, документ Минстроя не готов, – констатирует первый зампред думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева. – Горизонт планирования де-факто отсутствует, в документе нет прогнозирования, программно ориентированного подхода к социально-экономическому развитию. Сами цели также вызывают большие вопросы. Поэтому наиболее эффективным ходом сейчас будет переписать стратегию заново и задать в ней чёткую систематизацию».

Впрочем, в бессистемных и сумбурных планах Минстроя не угадываются даже попытки улучшить нынешнее положение дел в отрасли. Взять хотя бы планы по проведению капитального ремонта. Авторы стратегии, очевидно, решили реализовать алгоритм «нет дома – нет проблемы». В ОНФ насчитали почти 250 домов, которые были исключены из региональных программ капитального ремонта. Причина – высокий уровень износа.

По теме

Формально ничего плохого в том, чтобы расселить старый, оказавшийся на грани аварийности (или уже признанный таковым) дом, нет. Но вот беда – никаких конкретных решений в Минстрое не предлагают.

Интересный факт: в ОНФ отметили, что в представленной стратегии если и говорится о расселении аварийного жилья, то имеются в виду только дома, которые были признаны аварийными до 2012 года. «Между тем в своих майских указах президент сформулировал стратегическую задачу: предложить комплекс мер, направленных на ликвидацию аварийного жилого фонда. Вообще в принципе, а не того, который был в 2012 году», – напоминает Николай Николаев.

Статистику дорисовали

В 2013 году президент Владимир Путин поставил перед правительством весьма чёткую задачу: за ближайшие три года и 126,6 млрд бюджетных рублей в стране должна была быть решена проблема переселения граждан из аварийного жилья. Тогда же президент и озвучил конкретные цифры: всего в стране 0,5% многоквартирных домов признаны аварийными или ветхими, что составляет примерно 13,1 млн квадратных метров жилья.

Эксперты в отрасли, впрочем, подсчитали, что бюджетных миллиардов на решение проблемы явно не хватит. В действительности на расселение всех аварийных домов (количество которых существенно превышает цифры официальной статистики) потребуется как минимум 5 трлн рублей. На этом дискуссия о состоянии жилищного фонда и была закончена.

Единственным ведомством, которому удалось хотя бы начать решать проблему ветхого и аварийного жилья, стал Росстат. Цифры по количеству проблемного жилья за 2013 год… просто, видимо, немного подредактировали. Всего несколько месяцев назад, когда «Наша Версия» также обращалась к теме ветхого и аварийного жилья, Росстат насчитал 100 млн квадратных метров аварийного и ветхого жилья в стране. Зато теперь, по данным официальной статистики, по состоянию на 2013 год ветхого и аварийного фонда всего 93,9 млн квадратных метров – самый низкий (!) показатель с 2005 года (см. таблицу). Видимо, для того чтобы статистиков не уличили в подлоге, к сводной таблице появилась приписка о том, что информация сформирована «не по полному кругу собственников жилищного фонда» из-за отсутствия «нормативно-правового акта, устанавливающего порядок государственного учёта жилищного фонда в РФ, в том числе его государственного технического учёта».

Опубликовано:
Отредактировано: 29.07.2015 11:34
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх