Разговоры о скором возможном возвращении в Россию западных брендов звучат всё громче. Этому способствует политический диалог между Москвой и Вашингтоном – нынешнему американскому правительству вряд ли нравится, что Китай укрепляет свои позиции на российском рынке. Потому Вашингтон может начать смотреть сквозь пальцы на бизнес западных компаний в России, полагают некоторые.
Кажется, что возвращению транснационалов в Россию обрадуются многие – от потребителей до продавцов. Не говоря уже о самих потенциальных «возвращенцах», которые гипотетически могут вернуть потерянные денежные потоки. Тем более что российской экономике это может пойти на пользу: на днях глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что возвращение может помочь сдерживать инфляцию. Но получится ли вернуть прошлое даже при желании политиков и бизнесменов?
Авторынок: корейцы рулят
Эксперты авторынка считают, что возвращение транснационалов может начаться с азиатских брендов. Первым претендентом называют южнокорейский Hyundai. В 2022 году концерн остановил работу своего завода в Санкт-Петербурге, а в 2023-м предприятие было продано. Покупателем выступила российская компания AGR (ранее юрлицо называлось «Фольксваген Груп Рус»). Впрочем, корейцы оставили за собой опцион на обратный выкуп завода, который действует до конца 2025 года. Так что им придётся либо поскорее возвращаться, либо забыть о своём российском заводе.
Впрочем, уже видно, что найдено какое-то «гибридное» решение. Новый собственник наладил на заводе выпуск автомобилей, которые официально в России называются Solaris и которые очень трудно отличить от моделей Hyundai и Кia, ранее выпускавшихся на этом же заводе. Более того, есть данные, что сошедшие в Питере с конвейера автомобили в 2024 году комплектовались эмблемами Hyundai. Правда, на них не было хрома, и потому на решётке радиатора логотипы малозаметны.
С точки зрения денег все участники схемы оказались в плюсе. Hyundai Motor Company показал по итогам 2024 года значительный рост основных финансовых показателей. У питерского «Автозавода АГР» дела тоже идут неплохо. Выручка предприятия за прошлый год составила 29,4 млрд рублей, а чистая прибыль – 1,9 миллиарда. Менеджмент завода заявляет о планах увеличивать уровень локализации. Есть ли смысл менять выстроенную в прошлом году схему даже в случае ослабления антироссийских санкций?
Другим путём пошла японская Toyota, чьё производство в России было продано без опциона на обратный выкуп. Покупателем выступило государственное ФГУП «НАМИ». В итоге машины и запчасти к ним всё это время продолжали ввозить в РФ по схемам параллельного импорта. Конечно, рост ставки на утильсбор заметно повысил стоимость автомобилей. Однако для не стеснённых в средствах покупателей все возможности открыты.
У «Мазды» до конца 2025 года есть опцион на обратный выкуп своей доли завода во Владивостоке. Когда дедлайн пройдёт, можно будет говорить, что и эта марка пойдёт по пути «Тойоты», ориентируясь исключительно на состоятельных клиентов. Что касается Nissan и Renault, то их опцион на обратный выкуп части прежних активов действует до 2029 года, так что торопиться им пока незачем. А про BMW эксперты говорят, что компания, по сути, из России и не уходила – офис работает, запчасти продаются, сервис осуществляется. Новые машины ввозят по схемам параллельного импорта. Получается, дилеры на каждой машине зарабатывают теперь больше, а ответственности перед покупателем в гарантийных случаях у них меньше. Так что автоконцернам придётся хорошенько посчитать: а нужно ли им официальное возвращение на российский рынок?
Если говорить строго по фактам, полной блокировки Steam в России никогда не было. Да, не так давно у проекта внесли в реестр запрещенных несколько ссылок, связанных с платформой, но это были отдельные страницы, а не сам магазин или клиент.
Одежда: ищите в маркетплейсах
Из поставщиков одежды возможной первой ласточкой участники рынка считают испанскую компанию Inditex (владелец брендов Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Oysho, Bershka, Stradivarius). Фирма продала свой российский бизнес партнёру из Ливана Daher Group (в России ливанцы имеют юрлицо АО «Новая мода»). Полные условия сделки не разглашались, но известно, что предусмотрена возможность возвращения испанской компании на российский рынок через механизм франшизы. Сейчас бывшие магазины Inditex работают в России под новыми вывесками. Многие покупатели думали, что в них продаются всё те же товары, только с другими этикетками. Однако оказалось, что Daher Group хотя и подражает своему партнёру, но всё же разрабатывает и производит собственную продукцию. Увы, без успеха на российском рынке: уже два года «Новая мода» показывает убытки.
Тем временем одежда марки Inditex стала продаваться в России на маркетплейсах. Теперь у испанцев есть выбор – возвращать себе убыточные магазины или развивать электронную коммерцию. В этом году Inditex подал заявку на регистрацию в РФ нескольких новых брендов. Многие восприняли это как шаг к возвращению. Хотя не факт, что подразумевается именно открытие магазинов.
Через маркетплейсы в Россию вернулась и продукция ушедшей из страны компании Adidas. В январе-феврале 2025 года реализация товаров бренда на Wildberries достигла 2,17 млрд рублей, а на Ozon – 1,96 млрд рублей. В Adidas подчёркивают, что её товары в России реализуются независимыми поставщиками. Эксперты считают, что львиная доля продукции Adidas на маркетплейсах продаётся самими маркетплейсами. Получается, раньше немецкой компании нужно было арендовать в России сотни магазинов и держать огромный штат сотрудников, а теперь даже не нужно ни с кем ни о чём договариваться. Российские торговцы сами закупают огромные партии товаров через посредников в третьих странах.
Импортозамещение на прилавках
В прошлом году одной из самых заметных сделок на пищевом рынке стала продажа французской группой Danone двух российских юрлиц – АО «Эйч энд Эн» и АО «Эйч энд Эн Трейд». Они управляли заводами и торговой сетью. Полные условия сделки не разглашались. Ранее были утечки, что в переговорах с потенциальными покупателями Danone пытается оставить за собой право на обратный выкуп и сохранить место в совете директоров. Покупателем стала основанная в 2024 году компания «Вамин Р». Сначала основным её бенефициаром считался казанский предприниматель Минтимера Мингазова. Но к концу прошлого года стало ясно, что бывший бизнес Danone в России контролирует Руслан Алисултанов (ранее он был заместителем министра сельского хозяйства Чечни). Показательно, что 13 заводов Danone не были распроданы по отдельности (а покупатели в таком случае наверняка нашлись бы среди российских агрохолдингов). Вся структура бизнеса оказалась сохранена. И это явный намёк на то, что возвращение французов предполагается.
Ещё один примечательный момент. Сделка состоялась после того, как активы компании указом президента были переданы под управление Росимущества. Получается, что все условия были полностью согласованы с российскими чиновниками. А ведь, пожалуй, только государство может гарантировать, что активы не будут распроданы по частям. Что обещали, со своей стороны, французы – остаётся только гадать. Известно только, что заводы Danone до последнего времени получали из Европы ключевой компонент для производства кисломолочной продукции – закваску. В этой связи интересно вспомнить, что в марте был дан старт нацпроекту «Технологическое обеспечение биоэкономики». По идее, он, помимо прочего, как раз будет предусматривать господдержку производства заквасок. Такие заводы в России уже строятся. Надо полагать, что, если импортозамещение пройдёт успешно, смысла в возврате заводов Danone европейцам уже не будет.