// // Любимый танк Адольфа Гитлера стоимостью в десятки миллионов долларов ржавеет и растаскивается по частям

Любимый танк Адольфа Гитлера стоимостью в десятки миллионов долларов ржавеет и растаскивается по частям

63

Охота на «тигра»

Любимый танк Адольфа Гитлера стоимостью в десятки миллионов долларов ржавеет и растаскивается по частям
В разделе

Всем известно, что раритетными образцами военной техники советского периода активно интересуются за рубежом. При этом не секрет, что на территории России сохранились экземпляры боевой техники, стоимость которых практически не поддаётся анализу. Попади один из таких раритетов на аукцион, его итоговая цена могла бы оказаться заоблачной. Именно к таким бесценным артефактам времён Второй мировой и относится танк, из-за которого в своё время разгорелся настоящий боевой конфликт между двумя главами российских регионов. Это, впрочем, и неудивительно, ведь, по некоторым данным, именно этот «Тигр» был любимой игрушкой Адольфа Гитлера.

Шумиха вокруг проржавевшего гитлеровского монстра началась после того, как Дмитрий Аяцков напрочь отказался возвращать сей экспонат в Истринский музей боевой техники, где он одолжил танк весной 2001 года. Тяжба между регионами тянулась несколько лет. Губернатор Подмосковья Борис Громов и его не менее влиятельный оппонент Аяцков тянули нацистскую игрушку каждый к себе. Ситуация до боли напоминала драку в песочнице. Писали об этой сваре много, вот только о предмете спора все постепенно забыли. А предмет этот между тем влачил весьма жалкое существование.

На полузаброшенном полигоне уникальную технику попросту уничтожали

Музейная, но полная передряг жизнь «Тигра» началась в 1973 году, когда танк обнаружил в подмосковном болоте поисковик Юрий Никитин. На окраине заброшенного полигона в Нахабине, по стволы увязнув в тине, стояли пять американских «Шерманов», тяжёлый «Тигр», полуразбитая «Пантера», а также несколько старых советских танков. «Тигр», как выяснилось, привезли на полигон прямо с Ленинградского фронта, из-под деревни Синявино. Никитин сразу понял, что наткнулся на клад: немецкий супертанк в то время был только в одном музее, в Кубинке. Считалось, что прочие «Тигры» попросту не уцелели.

Однако ещё до начала работ по извлечению находок из болота руководство полигона поспешило выразить своё, мягко говоря, странное отношение к музейщикам. Машины взорвали, а разодранную броню сдали на металлолом. Чудом удалось сохранить только три машины — «Тигр» и два «Шермана». Игорь Усаневич, будущий директор подмосковного бронетанкового музея, организовал молодёжь города Истры: студенты вырыли в замёрзшем болоте вокруг уцелевших танков траншеи, замостили бревенчатые настилы, вытянули махины из топи, погрузили их на платформы и отправили в Снегири. В последующие 30 лет попыток установить фронтовую биографию музейного «Тигра» не предпринималось. Даже несмотря на то, что и по косвенным признакам можно было ожидать сенсации.

Фюрер требовал, чтобы секретное оружие вермахта не попало в руки врага

Всё дело в том, что на ленинградском направлении немцы использовали «Тигры» лишь один день — 21 сентября 1942 года. Следовательно, найденный танк — один из тех шести «Тигров», что были бездарно подставлены под огонь наших войск в сентябре на дороге Мга — Синявино. Если быть совсем точным, их обстреляла первая батарея 1225-го гаубичного артиллерийского полка. Это небезызвестное событие живо передано в воспоминаниях рейхсминистра вооружений и боеприпасов Третьего рейха доктора Альберта Шпеера и генерала Гудериана. По их воспоминаниям, ситуация складывалась таким образом: на рассвете шесть «Тигров» в сопровождении одного лёгкого танка Т-III двинулись от станции Мга по узкой дамбе, проложенной по болоту, и машины были лишены возможности маневрировать. Более того, лёгкий танк пустили во главе колонны. В итоге не успели немцы приблизиться к нашим позициям, как головной T-III был подбит и загорелся. «Тигры» пытались развернуться, при этом один сполз с насыпи и застрял. Один из снарядов, пущенный талантливым наводчиком, угодил в замыкающий «Тигр» командира роты. Мотор заглох, экипаж спешно бросил обстреливаемую машину. В течение считанных минут были подбиты и супертанки, попавшие в классический капкан. Вытащить с поля боя из-под огня гаубиц их было невозможно.

По теме

Гитлер, как утверждает Шпеер, лично следил за ходом боевого крещения новых танков и требовал ежечасно докладывать о ходе сражения. Узнав о позоре дебютантов, фюрер пришёл в ярость. Он потребовал, чтобы секретное оружие вермахта ни в коем случае не попало в руки противника. Четыре танка немцы действительно взорвали ночью, но до этого два «Тигра» были отбуксированы в наш тыл при помощи тракторов. Один из них и доставили на полигон в Нахабине. Кстати, именно этот агрегат сыграл важную роль в разгроме немцев на Курской дуге. Наши конструкторы изучали его очень кропотливо, и в результате к лету 1943 года советскому командованию стали досконально известны боевые характеристики вражеских супертанков.

По ценности истринский танк не уступает розовому «Кадиллаку» Пресли

Впрочем, по мнению исследователей, нахабинско-истринский «Тигр» ценен не только этим.

На этот счёт есть сразу два авторитетных мнения поисковиков, специалистов по технике военных лет — ныне покойного Сергея Цветкова, руководителя группы «Экипаж», и Юрия Смирнова, главы Союза поисковых отрядов России. Они пришли к выводу, что данный танк — очень редкая модификация, так называемый африканский вариант. Ну а если сопоставить два факта — эту самую модификацию и место его гибели, — можно сделать вывод: уцелевший «Тигр», в сущности, не уступает по ценности знаменитому розовому «Кадиллаку» Элвиса Пресли. Ведь это, по всей видимости, эксклюзивное творение доктора Фердинанда Порше, любимый танк Адольфа Гитлера.

В подтверждение нашей версии приведём одни лишь факты. Создать новый тяжёлый танк к лету 1942 года Гитлер поручил двум фирмам — «Хеншель» и «Порше-КГ». Оба варианта были привезены ко дню рождения фюрера в Винницу. Гитлер осмотрел их в своей ставке «Волчье логово». Доктор Порше пошёл довольно замысловатым путём: его «Тигры» имели по два 10-цилиндровых дизельных двигателя воздушного охлаждения (в последний момент их всё же заменили на бензиновые). Неудивительно, что детище гениального автоконструктора всё время преследовали неудачи: неполадки обнаружились ещё в дороге, их устраняли наспех, в полевых условиях. Ну а при попытке съехать с железнодорожной платформы «Тигр» Порше и вовсе увяз в грунте, его пришлось вызволять подъёмным краном.

Несмотря на всё это, по воспоминаниям свидетелей, осмотру танка «Хеншель» Гитлер уделил всего пару минут, зато перед «Тигром» Порше он буквально впал в детство. Около часа осматривал машину, облазил её снизу до верху, словно ребёнок, восхищаясь техническими новинками. Вскоре этот восторг выродился в безумные фантазии: Гитлер начал взахлёб рассуждать, как неуязвимый монстр будет давить артиллерийские позиции русских. В конце концов фюрер заявил, что именно в этой машине воплотилась вся мощь Третьего рейха, и лично наградил Фердинанда Порше Рыцарским крестом.

Но в итоге в серию пошли «Тигры-Хеншель», так как большинство советников фюрера и генералов из Генштаба лоббировали более успешную модель. К тому же двигатель, разработанный «Порше-КГ», был слишком сложным в производстве. Вняв аргументам практичности, Гитлер всё же пожелал, чтобы Порше сделал несколько подобных «Тигров» для использования их в Африке: в условиях пустыни танки с воздушным охлаждением двигателя были незаменимы. Пять африканских «Тигров», которые были выпущены с завода Порше, не представляют особого интереса, ведь на фронты они попали лишь к концу войны и оказаться под Ленинградом осенью 1942 года не могли физически.

Вывод напрашивается сам собой: в бой под станцией Мга вместе с пятью первыми серийными «Тиграми-Хеншель» отправился и эксклюзивный танк Порше. Другими словами, машина, попавшая под обстрел в Синявских болотах, затем несколько десятилетий ржавевшая на полигоне и наконец рассорившая двух влиятельных губернаторов, — это и есть предмет обожания Гитлера, его эталон крепости нацистского духа.

Купить «Тигр» немцы хотели ещё четверть века назад

Те, кто бывал в Снегирёвском музее, прекрасно видели, как серьёзно изувечен знаменитый танк. Ну а за время «саратовского плена» он растерял траки, было обрезано орудие, двигатель «Тигра» тоже не в полном комплекте. Однако сегодня всё ещё возможна идентификация раритета — по номерам на кузове и двигателе. Ведь на каждый образец боевой техники, а особенно такой машины, как «Тигр», в германских архивах хранится паспорт, в котором отражены его путь и сведения об экипаже. В общем, шансы доказать уникальность танка пока еще есть.

При этом, по оценкам экспертов, стоимость обычного танка Т-VI «Тигр» (даже в весьма плачевном состоянии) равняется примерно $1,5 миллиона. В случае же продажи коллекционерам с аукциона сумма эта вырастет как минимум вдвое, что, впрочем, и неудивительно, ведь официально в мире уцелело лишь шесть таких машин. Ну а если добавить сюда ещё и редкую модификацию, и личное «знакомство» с фюрером Третьего рейха, речь и вовсе пойдёт о десятках миллионов. Кстати, не исключено, что кое-кто из немецких туристов, посещавших СССР в 70—80-е годы, был осведомлён об уникальности снегирёвского экспоната. Ведь уже тогда звучали предложения о продаже нашего «Тигра» за рубеж и предлагались колоссальные по тем временам суммы — более 500 тысяч «зелёных». Однако завоёванное в бою национальное достояние было решено оставить в назидание потомкам. Чтобы четверть века спустя оно гнило и растаскивалось по частям на саратовской свалке...

Опубликовано:
Отредактировано: 19.11.2016 10:21
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх