Версия // Общество // Легендарные атомные ледоколы больше не принадлежат России

Легендарные атомные ледоколы больше не принадлежат России

4741

Как провожают пароходы

В разделе

Советский ледокольный флот был гордостью наших северных морей. С его помощью мы доставляли грузы в самые отдалённые уголки полярной части СССР. В 90-е годы молодое российское государство фактически решило отказаться от принадлежащего ему атомного ледокольного флота и практически бесплатно отдало его в «доверительное управление» частным компаниям. В результате ледоколы пришли в полную негодность, а государство не получило за их эксплуатацию ни копейки.

О том, что дела в российском флоте обстоят далеко не лучшим образом, давно и хорошо известно. И «Версия» неоднократно писала об этом. На сей раз в нашем распоряжении оказались документы Счётной палаты, из которых становится ясно: в ходе приватизации Мурманского морского пароходства были допущены такие «ошибки», в результате которых государство более не контролирует арктические перевозки, многие корабли, по сути, превращены в хранилища радиационных отходов, дивиденды, полученные от сдачи в аренду флагманов ледокольного флота, выведены за рубеж. Самые новые и технически совершенные суда перешли в частные руки, а часть из них и вовсе получила иностранную прописку. Хотя до 90-х годов минувшего века Советский Союз превосходил по количеству атомных кораблей флоты всех других государств, включая и Соединённые Штаты.

Приватизация пароходства проходила без проведения конкурса

Уже январе 1993 года государственное предприятие «Мурманское морское пароходство» (ММП) было преобразовано в акционерное общество открытого типа с государственным участием. Пароходство стало не просто одним из многих акционерных обществ, а специальным, включённым в перечень стратегически значимых организаций, в котором государству должно было принадлежать 49% акций — включая так называемую золотую акцию, — позволявших ему оставаться полноправным распорядителем всех судов. Однако всё, что так гладко выглядело на бумаге, на практике получилось куда сложнее.

Так, приватизация ММП, требующая соответствующего согласования с Минтрансом РФ, была оформлена письмом, на котором, как выяснилось, не было даже даты и номера. В результате атомные ледоколы «Арктика», «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «Вайгач», «Таймыр», «Севморпуть», «Ленин» и «Сибирь», дизельные ледоколы «Капитан Драницын» и «Капитан Николаев», специальный танкер «Серебрянка», плавтехбазы «Имандра», «Лотта», «Володарский» и «Лепсе» перешли в частные руки.

При этом к 2003 году за Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом числилось всего 25,50% акций, а у Мурманского морского пароходства появился один основной негосударственный акционер в лице ООО «Севморпуть-Капитал» (г. Мурманск), владеющий около 60% акций. Попутно отметим, что передача части федерального имущества балансовой стоимостью более 9,3 млрд. рублей в доверительное управление проходила без проведения хотя бы некоего подобия конкурса.

В итоге к 2004 году пароходством эксплуатировалось 66 судов. Из них собственные суда составили 35 единиц, грузовые суда дочерних компаний — 12 единиц, суда в доверительном управлении — 17, чартерные — 2 единицы.

Следует иметь в виду, что 12 судов, переданных «дочкам», имели прописку в различных офшорах. Это был имущественный вклад в дочерние компании. Так, пароходством было отчуждено в 1993 году в пользу «НБ Шиппинг Лимитед» (Кипр) шесть судов на общую сумму 144 млн. рублей, «НБ-2 Шиппинг Лимитед» (Кипр) — четыре судна на сумму 6 млн. рублей; в 1995 году в «НБ-3 Шиппинг Лимитед С.А.» (Панама) — два судна (93 млн. рублей).

По теме

«Советский Союз» возит пассажиров в круизы на Северный полюс

Прелюбопытным образом сложилась и судьба легендарных ледоколов с ядерными силовыми установками «Ямал» и «Советский Союз». ММП решило сдать их британским компаниям в аренду (с правом субаренды) для пассажирских круизов на Северный полюс. При этом в 2004 году плата за аренду «Ямала» по договору от 4 декабря 2001 года, заключённому между Мурманским морским пароходством и компанией Supernova Expeditions Ltd. составила $1170 тыс. за 26 суток. А выручка от продажи пассажирских билетов по данному договору — $3872 тысячи. То есть Россия получила лишь 30% дохода от эксплуатации «Ямала».

Кто-то может возразить: «Ну, неудачная сделка. Не ждали, что тур на Северный полюс будет иметь такой коммерческий успех». Но это был не единичный просчёт, это была система.

По договору на эксплуатацию «Ямала» от 10 февраля 2004 года, заключённому всё с той же компанией Supernova Expeditions Ltd. за 46 суток аренды плата осталась практически такой же, $1702 тысяч. А суммарная стоимость пассажирских билетов — $6992 тысяч. На этот раз нам досталось меньше 25% прибыли.

Схожая история происходила и с неатомными ледоколами. Так, расчётная суммарная стоимость пассажирских билетов за пять круизов на дизельном ледоколе «Капитан Драницын» составила $3660 тыс., что превышало сумму средств, полученных от аренды ледокола, на $3 млн., или в 5,6 раза.

Иными словами, в 2004 году пароходство заработало на аренде $3,5 миллиона. А Supernova Expeditions Ltd. — $11 миллионов. Всего таких ледоколов у него 10. Вот и считайте, о каких деньгах идёт речь.

Рядом с многонаселённым городом находится кладбище ядерных отходов

Есть в распоряжении Мурманского морского пароходства и своё кладбище радиоактивных отходов. Речь идёт о cухогрузе «Лепсе», строительство которого началось ещё в 1934 году. В период с 1961 по 1981 год он использовался для перезарядки судовых реакторов атомного ледокольного флота и хранения отработанного ядерного топлива.

С 1981 года «Лепсе» используется только для хранения ядерных отходов и является наиболее радиационно-опасным объектом в Северо-Западном регионе. Место стоянки судна — причал ФГУП «Атомфлот» в Мурманске.

В хранилище «Лепсе» находятся 639 отработавших тепловыделяющих сборок. Вследствие длительного хранения в пеналах, заполненных водой, произошли коррозийное растрескивание, изменение их геометрических размеров и разбухание. Радиационная обстановка в хранилище и в смежных помещениях характеризуется высоким уровнем гамма-излучения — от 50 до 350 мр/ч.

По мнению специалистов, наибольшую опасность вызывают сборки, находящиеся в кессонах-хранилищах, так как они имеют механические повреждения и загружены без соблюдения мер дистанцирования. В этой ситуации любое внешнее воздействие, например столкновение с судном, близкий взрыв, падение самолёта и т.п., может привести к взаимному сближению сборок в кессонах, что чревато возникновением самоподдерживающейся цепной реакции деления радиоактивных продуктов. Иными словами, речь идёт о небольшом ядерном взрыве.

Минатом России не раз пытался решить вопрос, что же всё-таки делать с «Лепсе». Научно-техническое обоснование предусматривало проведение мероприятий по утилизации судна и его подготовку к подземной изоляции в долговременных мёрзлых горных породах на архипелаге Новая Земля. За 15 лет было одобрено с десяток планов, не раз выделялись и деньги на финансирование. Уже к 2000 году стало ясно: хоронить сухогруз в мерзлоте Новой Земли не будут. Речь шла лишь о том, чтоб вырезать отсек судна с ядерным хранилищем.

Однако пароходство, будучи исполнителем работ, похоже, и не собирается заниматься этим.

Между тем доходы ММП вполне могли бы позволить разобраться с плавучим ядерным могильником собственными силами.

И здесь стоит вспомнить, что организация круизов на Северный полюс и получение дивидендов от сдачи в аренду государственной собственности иностранцам — отнюдь не главная задача Мурманского морского пароходства. Но, видимо, в АО «ММП» так не считают.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.11.2016 22:38
Комментарии 0
Наверх