Версия // Бизнес // Крупные инвестиции в электромобили могут изменить экономическое состояние Восточной Германии

Крупные инвестиции в электромобили могут изменить экономическое состояние Восточной Германии

1287

Коль был прав

В разделе

Германия отмечает 30-летие своего воссоединения. После многих лет разочарования и уныния долгое время депрессивный восток страны - бывшая Германская Демократическая Республика (ГДР) - наконец-то обретает новую надежду, благодаря крупным инвестициям в производство электромобилей (EV).

Восточная Германия быстро становится европейским центром электромобилестроения. Volkswagen производит свой электромобиль ID.3 в Цвиккау и Дрездене. Электромобиль от BMW i3 базируется в Лейпциге, а китайская компания CATL налаживает производство аккумуляторных элементов на заводе недалеко от Эрфурта в Тюрингии. Другая китайская компания, Farasis Energy, будет производить аккумуляторы для электромобилей Mercedes-Benz в земле Саксония-Анхальт. Кроме того, в прошлом году Tesla объявила о планах производства электромобилей и аккумуляторов на новой «Гигафабрике» в Бранденбурге, недалеко от Берлина.

Почему все эти фирмы приезжают в Восточную Германию - и почему сейчас? Высокая заработная плата в регионе долгое время делала его непривлекательным местом для инвестиций. Но два недавних заявления о политике изменили динамику.

Во-первых, в феврале 2019 года министр экономики Германии Петер Альтмайер обнародовал «Национальную промышленную стратегию до 2030 года», которая, среди прочего, призывает к созданию производства аккумуляторных элементов в Германии и других странах Европы. Его заявление последовало за запуском Европейской комиссией в 2017 году Европейского аккумуляторного альянса, задачей которого является создание конкурентоспособного европейского аккумуляторного сектора. Позже в 2019 году комиссия представила Battery 2030+, долгосрочную инициативу, объединяющую исследовательские институты, промышленность и учреждения с государственным финансированием.

Эти обязательства Европейского Союза и правительства Германии вызвали управляемый государством процесс агломерации. У производителей электромобилей теперь появляется стимул переехать в Германию и другие европейские страны, чтобы быть рядом с другими производителями электромобилей и производственными площадками для аккумуляторных батарей.

Во-вторых, «зеленый курс», представленный президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен, направлен на поддержку регионов в постепенном отказе от угля, в том числе путем предоставления субсидий для смягчения экономического воздействия. В Германии находятся одни из крупнейших угольных месторождений в мире, две трети которых расположены в восточных землях Саксония и Бранденбург. Финансирование ЕС в рамках «Зеленого соглашения» позволяет восточно-германским государствам предлагать крупные субсидии для привлечения производителей электромобилей в регион.

Приверженность правительства Германии идеи популяризации электромобилей, наряду с финансовыми трансфертами ЕС, предоставила Восточной Германии новую возможность реиндустриализации и, таким образом, процветания и гордости.

Все больше фирм переедут в восточную Германию, поскольку автомобильные компании локализуют свои цепочки поставок. Электромобили отечественного производства станут дешевле, поскольку конкуренция возрастает, и аккумуляторные элементы больше не нужно импортировать из Азии. Наконец, рост спроса на местную рабочую силу увеличит доходы.

Это серьезное событие. Восточная Германия пострадала от трех десятилетий деиндустриализации после краха коммунизма, в основном из-за неправильных политических решений. Перед объединением в октябре 1990 года правительство Западной Германии решило в одночасье либерализовать торговлю с ГДР, и восточногерманские остмарки были конвертированы в немецкие марки по курсу 1:1. В результате денежной реформы заработная плата в Восточной Германии выросла до 70% от уровня западной, хотя производительность труда на востоке составляла лишь 30%. В результате производственный сектор Восточной Германии немедленно обанкротился.

По теме

Процесс воссоединения Германии был сформирован двумя ложными нарративами. Во-первых, созданное правительством агенство Treuhandanstalt продавала восточную Германию, отдавая ценные активы «западным» фирмам. Но эти раздачи были необходимыми субсидиями, чтобы побудить фирмы приходить в регион, который потерял свое преимущество в стоимости после денежной реформы.

Второй разрушительный нарратив заключался в том, что Восточной Германии нечего было продавать миру и производственному сектору. Но региону нечего было продавать, потому что денежная реформа лишила его ценового преимущества, которым обычно пользуются страны с аналогичным уровнем развития. Это оказало пагубное влияние на психику восточных немцев, потому что люди внезапно почувствовали, что они ничего не стоят в рыночной экономике. Их самооценка, вероятно, была выше при коммунизме, потому что Восточная Германия считалась пионером производства в советском блоке и успешно экспортировала продукцию в другие страны Восточной Европы.

В 1990 году тогдашний канцлер Германии Гельмут Коль предсказал «цветущее будущее» востоку страны. Многие долгое время считали его видение слишком оптимистичным, и оно до сих пор не осуществилось. Но, превратившись в производственную площадку для электромобилей, Восточная Германия может помочь доказать правоту Коля.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.10.2020 14:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх