Крупнейшие российские торговые сети поддержали продавцов маркетплейсов, выступив с инициативой по регулированию скидочной политики на онлайн-площадках.
Совместное обращение, подписанное руководителями ведущих ретейлеров, включая X5 Retail Group, «Магнит», «Ленту», Mercury Retail Group, «М.Видео-Эльдорадо», DNS, «Детский мир», «Яндекс Маркет», Lamoda и «ВсеИнструменты.ру», было направлено в администрацию президента, правительство, Государственную думу и Совет Федерации, передаёт РБК.
В документе содержится требование ограничить объём средств, которые маркетплейсы могут направлять на скидки, установив лимит в 10% от годового оборота.
Особое внимание в обращении уделяется необходимости ускоренного введения предлагаемых мер – с 1 марта, вместо первоначально планировавшегося годичного переходного периода. Ретейлеры аргументируют это тем, что текущая практика, при которой крупные маркетплейсы тратят на скидки от 16% до 22% оборота, создаёт неравные условия конкуренции и может привести к уходу с рынка многих производителей и продавцов. В долгосрочной перспективе это, по мнению авторов обращения, способно спровоцировать существенный рост цен на товары.
Отдельным пунктом инициативы стало требование установить одинаковые правила игры для всех участников рынка, в частности, распространить на маркетплейсы, торгующие продовольственными товарами, те же нормативные требования, что действуют для традиционных торговых сетей. В настоящее время онлайн-площадки, работая с теми же поставщиками и потребителями, могут не соблюдать положения закона о торговле, обязательные для офлайн-ретейлеров.
По мнению экспертов, объединение усилий традиционных торговых сетей и продавцов маркетплейсов обусловлено общей проблемой – ценовой конкуренцией со стороны крупных онлайн-площадок. Если для первых основная сложность заключается в невозможности конкурировать со скидочной политикой интернет-гигантов, то вторые сталкиваются с постоянным ростом комиссий. Юридические эксперты отмечают, что текущая практика маркетплейсов имеет все признаки демпинга и может рассматриваться как инструмент монополизации рынка.