Версия // Культура // Комплексное исследование сферы культуры InterMedia не дает оснований для оптимизма

Комплексное исследование сферы культуры InterMedia не дает оснований для оптимизма

3612

Культкоординация


(Фото pixabay.com/jstarj)
В разделе

Исследование InterMediа показало, что власти серьезно недооценивают роль сферы культуры в жизни общества и государства, в стране нет единой культурной политики, российское законодательство не определяет границы и структуру сферы культуры, нет единого подхода к экспертизе государственного финансирования отрасли. Сфера культуры по-прежнему в ожидании оптимизации – закон о культуре, который был инициирован в 2017 году, до сих пор не принят.

В комплексном исследовании «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ – 2021» информационного агентства InterMedia отмечены тектонические, отчасти, сенсационные изменения в структуре оборотов этой базовой для развития общества сферы. Собственно, культура не может быть измерена в деньгах, но оценки динамики оборотов по ее сегментам вполне показательны, и могут быть основой как для бизнес-прогнозов, так и для действий чиновников.

По предварительным данным, впервые за всю историю наблюдений доходы онлайн-сектора сферы культуры превысили офлайн, а в целом коммерческая деятельность в 2020 г. сократилась с 3,2 до 3 трлн руб., лишь отчасти восстановившись до 3,1 трлн руб. в 2021 г. При этом заметно вырос онлайн – превышены докризисные показатели в интернет-рекламе, видеоиграх, легальных аудио- и видеосервисах, платном ТВ, продажах бытовой электроники, предоставлении доступа в интернет.

В то же время более чем на 20% просели офлайн-сегменты, связанные с очным присутствием участников – культурный досуг, кинопрокат и др. Предпринимательский сектор зрелищных мероприятий в 2020 г. обрушился на 70-80%, в отдельные месяцы – до 95%, а доходы в других сегментах упали вдвое-втрое, и в 2021 г. системного восстановления не произошло.

Комплексных исследований сферы культуры в РФ ранее не проводилось, отечественное законодательство не определяет ее границы и структуру, а статистика затрагивает лишь отдельные сегменты. В законах до сих пор нередко используется архаичная формальная терминология и оценочные подходы, явно требующие приведения в соответствие с современными реалиями. Не существует единой системы экспертизы, регулирование лишь в небольшой степени учитывает появление в отрасли предпринимательского сектора и никак не отражает его значимость и необходимость стимулирования.

В этой ситуации агентство InterMedia разработало комплексную методику на базе ведущих мировых практик, при этом, учитывающую российские традиции. К примеру, англосаксонские страны уже десятилетиями работают с единым комплексом, включающим в себя традиционную сферу культуры, медиа, цифровое развитие, спорт и др.

В то же время в РФ не принято относить спорт и большинство медиа к сфере культуры – это и многое другое было учтено в исследовании InterMedia. Отдельно подчеркивается, что за регулирование сферы культуры в РФ сейчас отвечают 7 ведомств, никак не координирующих деятельность между собой. В этой ситуации о единой культурной политике речи быть не может.

По теме

Сфера культуры в послевоенном мире развивалась опережающими темпами при явном лидерстве развитых стран, отлично понимающих ее политическое значение. В этом отношении стоит вспомнить о Соглашении Блюма-Бирнса (1946), согласно которому США ограничивали действия Франции не только в авиастроении, но и в киноотрасли (!). Гегемония массовых культурных индустрий США (по различным оценкам, от 30 до 40% мирового оборота) заставила многие развитые общества задуматься о системной поддержке национальных культур.

Государства начали создавать специальные институты для их защиты и продвижения – Goethe Institut в Германии, Instituto Cervantes в Испании, Svenska institutet в Швеции и даже British Council в Великобритании. В России эта сложнейшая задача была возложена на Россотрудничество, по каким-то причинам не получившее соответствующих полномочий и ресурсов.

Значимой особенностью государственного устройства РФ является уникальная система бюджетных организаций культуры – ничего подобного не было создано ни в одной стране мира. Сейчас в нее также вкладываются значимые усилия и деньги: в исследовании InterMedia указывается, что в 2019 году бюджеты всех уровней потратили на тысячи организаций сферы культуры 668 млн.руб, в 2020-м – уже 772 млн (на 8% больше), а данные 2022-го покажут рост минимум на 10%.

Госучреждения, потерявшие из-за пандемии источники внебюджетных доходов, стали более зависимыми от бюджетов (к примеру, Большой театр получил на выполнение госзадания в 2019 году 4,1 млрд руб., а в 2020 году – уже 7,3 млрд руб). На фоне падения доходов организаций сферы культуры доля бюджетных ассигнований в общем объеме поступлений выросла с 17 до 20% и, как сказано выше, явно продолжит расти. В то же время отсутствие единого адекватного подхода к экспертизе отчасти ставит под сомнение эффективность этих вложений. Сфера культуры все еще ждет оптимизации – стоит только вспомнить, что Закон о культуре, инициированный президентом РФ Владимиром Путиным еще в 2017 году, до сих пор не принят.

Из материалов исследования хорошо видно, что основной удар пандемии пришелся на предпринимателей – в первую очередь в области зрелищных мероприятий, книжного, галерейного, туристического бизнеса и др. Несмотря на то, что их влияние на сферу культуры – а, соответственно, на все общество в целом – многократно превышает влияние государства, продуманной адресной поддержки они не получили.

Доходы творческих работников, отмечается в исследовании InterMedia, снизились вслед за падением доходов офлайн-секторов. Индустрии, работающие в онлайне, не обеспечивают справедливого вознаграждения творческим работникам, так как большая часть их доходов уходит корпорациям и контрафактным сервисам.

В 2021 году практически завершился процесс монополизации – поглощения крупных мировых компаний-производителей контента международными корпорациями. Сейчас уже можно смело заявить, что наиболее востребованный в мире профессиональный контент – от музыки и кино до медиа всех видов – создается под контролем монополий, и места для независимых создателей остается все меньше и меньше.

Указанный тренд в последние годы стал заметен и в РФ, особой активностью отличаются такие гиганты как «Газпром-медиа», «Сбер» и «Яндекс». Аналитиками InterMedia подготовлены рейтинги организаций «Весь мир» и «Россия», наглядно показывающие изменения: если при СССР государственная политика в сфере культуры проводилась через госучреждения, то сейчас используется более прогрессивный, работающий во всех развитых странах подход – значительную часть государственных заданий выполняют крупные предпринимательские структуры. Также впервые в России комплексно изучена роль, которую играют в современной сфере культуры РФ фонды и краудфандинговые платформы.

Автор: Евгений Сафронов, культуролог, главный редактор информационного агентства InterMedia

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.05.2022 17:38
Комментарии 0
Наверх