Сегодня мы посмотрим на один из главных супергеройских фильмов года: в мировой прокат вышел «Капитан Америка: Новый мир». На пару с ним разберём фильм ужасов Осгуда Перкинса «Обезьяна».
Капитан Америка: Новый мир
(16+)
Реж. – Джулиус Она
В ролях – Энтони Маки, Харрисон Форд, Дэнни Рамирес, Шира Хаас, Карл Ламбли, Тим Блейк Нельсон, Джанкарло Эспозито, Зоша Рокемор, Йоуханнес Хёйкюр Йоуханнессон
Производство – США, Канада
Фантастический супергеройский боевик с элементами политического триллера – четвёртый сольник Капитана Америки студии «Marvel». Режиссером выступил малоизвестный Джулиус Она («Девушка в беде», «Парадокс Кловерфилда», «Люс»).
Бывший генерал Таддеус Росс (Харрисон Форд) становится новым президентом США. Одним из своих первых указов он решает сделать Капитана Америку (Энтони Маки) – он же Сэм Уиллсон – госслужащим с официальной должностью. Но последний не спешит соглашаться, пока на президента не совершается покушение. Сэм берется за раскручивание этого клубка придворных интриг и заговоров.
«Капитан Америка: Новый мир» — это фильм, который должен был стать важной вехой в эволюции Marvel, но вместо этого превратился в хаотичный набор нереализованных амбиций и технических провалов. Картина демонстрирует все симптомы «болезни» современной киновселенной Marvel: перегруженный, но на деле пустой и донельзя банальный сюжет, шаблонных персонажей и визуальную небрежность. Если предыдущие части франшизы о Стиве Роджерсе балансировали между политическим триллером и героическим эпосом, то этот фильм теряется в попытках стать чем-то большим. Лента судорожно пытается угодить старому зрителю и привлечь новых, но ей попросту нечем удивить свою аудиторию.

Главная проблема «Нового мира» — сценарий, который напоминает черновик, собранный из обрывков идей. Фильм пытается объединить геополитическую драму, личную историю Сэма Уилсона и масштабные фантастические элементы. Выходит не слишком убедительно.
Такие нарративы, как наследие Капитана Америки, ответственность власти, этика глобальных конфликтов — упоминаются, но лишь поверхностно. Например, один из центральных конфликтов, связанный с дипломатическими договоренностями, растворяется в воздухе, как будто сценаристы забыли о его существовании. Даже попытки отсылать к «Зимнему солдату» выглядят неуверенно: вместо напряженного шпионского триллера — набор клише о «заговорах», лишенных конкретики.
Сэм Уилсон, официально принявший мантию Капитана Америка, мог бы стать символом новой эры киновселенной Marvel, но его арка подана настолько вяло, что вызывает недоумение. Он реагирует на события, а не управляет ими, а его моральные дилеммы сводятся к шаблонным фразам вроде «Я должен сделать правильный выбор».

Антагонисты получились немногим лучше. Лидер (Тим Блейк Нельсон), чей потенциал был заявлен еще в «Невероятном Халке», превращен в картонного злодея с невнятными планами. Его монологи напоминают сборник псевдофилософских цитат, а действия лишены логики. Появление Джанкарло Эспозито в роли Сайдуайндера — результат пересъёмок фильма. Студия решила разнообразить картину, хотя, по факту лишь перегрузила ее. Вообще, пересъёмки сильно повлияли на этот фильм, отчего рваный сюжет не приобрел стройности. Харрисон Форд появляется здесь только для торговли собственным лицом
Визуально фильм выглядит стандартно для Marvel: яркие спецэффекты, масштабные батальные сцены, но без изюминки. Некоторые моменты смотрятся искусственно, если даже не мыльно, отчего больше напоминают видеоигру. Отдельные рукопашные схватки сняты неплохо, но массовые сцены и фантастические элементы вряд ли надолго задержатся в памяти.

Тем не менее, фильм не проваливается полностью. На фоне предыдущих поделок этой студии, «Капитан Америка 4» выглядит на голову выше. Он старается быть серьезным, не скатывается в клоунаду и не пытается в очередной раз заигрывать с темой мультивселенных, которые уже порядком поднадоели. Для преданных фанатов Marvel это может стать приятным, но не выдающимся времяпрепровождением. Юмор, пусть и шаблонный, местами вызывает улыбку, а экшн-сцены достаточно динамичны, чтобы удерживать внимание невзыскательной публики. И зритель на западе уже успел занести «Кэпу» более $300 млн, что, скорее всего, сулит ленте выйти в плюс (несмотря на обилие пессимистических прогнозов, суливших тотальный крах и многомиллионные убытки).

Создатели постарались не играть с политической повесткой. В фильме можно рассмотреть скрытые или более явные аллюзии на современную политическую обстановку в США, но как-то конкретно фильм не старается высказаться на этот счет. Разумеется, это всё сделано ради привлечения как можно большей аудитории (все мы и так знаем, как Голливуд относится к новой администрации Трампа).

Эпикриз: «Капитан Америка: Новый мир» — это типичный продукт Marvel, который не удивляет, особо не радует, но и не разочаровывает так, как несколько его предшественников. Если вы фанат – то смело идите на сеанс, но если ждёте чего-то нового и свежего, то, скорее всего, останетесь разочарованными.
В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Капитан Америка: Новый мир» (2025), реж. – Джулиус Она.
Обезьяна
(18+)
Реж. – Осгуд Перкинс
В ролях – Тео Джеймс, Татьяна Маслани, Кристиан Конвери, Колин О’Брайэн, Элайджа Вуд, Роэн Кэмпбелл, Сара Леви, Осгуд Перкинс, Тесс Дегенштейн
Производство – США, Великобритания, Канада
Голливудский фильм ужасов – вторая попытка экранизировать рассказ Стивена Кинга (первой был фильм «Дар дьявола» в 1984 году). Режиссером выступил набирающий популярность Осгуд Перкинс, полгода назад выдавший «Собиратель душ».
Братья-близнецы Билл и Хэл (Кристиан Конвери) находят на чердаке старую игрушечную обезьяну своего отца. Это приводит к загадочной череде случайных смертей, из-за которых мальчики решают избавиться от зловещей игрушки. Спустя много лет братья вновь сталкиваются с непонятными смертями и решают уничтожить зловещий артефакт.
«Обезьяна» Осгуда Перкинса — это очередная попытка режиссёра, известного своими атмосферными хоррорами, совместить жанровые клише с авторским высказыванием. Но также как «Гретель и Гензель» или «Собиратель душ», этот фильм оставляет неоднозначное впечатление. Как и в предыдущей работе режиссера, «Обезьяна» выстроена округ одержимой злыми силами игрушке, которая несет людям страдание и смерть. Разумеется, о причинах этой одержимости здесь не рассказывается.
На это раз Перкинс пытается балансировать между классическим хоррором и чёрным юмором, но результат получается неровным. Здесь можно рассмотреть тяготение режиссера к современным мета-хоррорам, но на деле «Обезьяна» таковым не является. Фильм достаточно бодро начинается, и так длится всю первую половину, пока режиссеру удаётся удерживать баланс чёрной комедии и фильма ужасов. Но со второй половины сюда примешивается еще семейная драма, баланс нарушается, лента начинает пробуксовывать. По итогу остается ощущение, что фильм и не повеселил, и не напугал достаточно. И это при том, что идет фильм всего полтора часа.
С одной стороны, фильм предлагает зрелищные сцены смерти, которые напоминают франшизу «Пункт назначения», а также гнетущую атмосферу, характерную для Кинга. С другой — многие моменты кажутся нарочито гротескными на грани откровенной пародии, что может оттолкнуть зрителей, ожидающих более классического подхода.
Главная проблема «Обезьяны» — отсутствие целостности. Фильм ощущается как набор отдельных эпизодов, которые не всегда складываются в единую историю. Например, линия с одержимым обезьянкой парнем кажется притянутой сюда за уши и не до конца проработанной. Также вызывает вопросы логика некоторых событий, которые не стоит раскрывать из-за спойлеров.
Визуально фильм смотрится стильно: мрачные локации, тревожный саундтрек и креативный монтаж создают атмосферу, которая могла бы стать сильной стороной фильма. Однако излишний акцент на гротеск и чёрный юмор, который не всегда попадает в цель, снижает общее впечатление и опускает градус саспенса.
Эпикриз: «Обезьяна» — это фильм, который страдает от желания быть одновременно хоррором и комедией. По итогу он не достигает успеха ни в одном из этих направлений. Для поклонников чёрного юмора и нестандартных хорроров он может стать любопытным экспериментом, но для большого зрителя обернется проходным фильмом на один раз.
Хороших выходных и приятного просмотра!