Версия // Общество // Как во флоте справляются с жарой и другими бытовыми неурядицами

Как во флоте справляются с жарой и другими бытовыми неурядицами

6105

Служить в трусах

2
В разделе

В конце июня жители Санкт-Петербурга обнаружили, что малый десантный корабль на воздушной подушке «Евгений Кочешков» устроился рядом с отдыхающими на песчаном пляже Жёлтой бухты в Выборгском районе Ленинградской области. Экипаж, который прибыл для участия в Международном военно-морском салоне из Балтийска, избавившись от лишнего обмундирования, пытался спастись от изнуряющей жары. Как видно, проблема комфортной температуры в корабельных помещениях в российском ВМФ не решена по сей день. «Наша Версия» выяснила, как военные моряки справляются с фактически невыносимыми бытовыми условиями.

Сюжет: Армия

Военные корабли – показатели индустриальной мощи страны. Но условия, в которых живут, служат и воюют моряки, многие эксперты напрямую называют спартанскими. Исторически сложилось, что о комфорте матросов на военных кораб­лях судостроители думали в последнюю очередь. Только в XXI веке ситуация стала меняться. Флоты разных стран благодаря современным технологиям улучшают условия жизни моряков. В России тоже предпринимались такие попытки, но тем не менее бытовые проблемы на борту остаются актуальными. Большинство кораблей так и не дотягивают по уровню до современных требований. Отечественные военные корабли всегда отличались от зарубежных более высоким насыщением вооружения, ради этого жертвовали пространством для размещения личного состава, а также системами, которые обеспечивают комфорт.

Скинуться на кондиционер

Первым о комфортном быте военных вспомнил в 2011 году Анатолий Сердюков, на тот момент занимавший должность министра обороны России. Он, например, принял решение, согласно которому на всех боевых кораблях-новостройках должна быть установлена мебель и санитарно-техническое оборудование зарубежного производства – британской компании StrongBox Marine Furniture. Новые интерьеры, например, получили малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт», которые, несмотря на свои небольшие размеры, считаются одними из самых комфортных кораб­лей российского флота. Но большинство проектов, связанных с улучшением быта военных моряков, пока остаются на бумаге.

Подтверждением тому служит скандал, который случился в 2015 году, когда выяснилось, что моряки крейсера «Москва», регулярно совершающего походы в Средиземное море, спасаются от жары купленными на собственные средства кондиционерами. Моряки жаловались, что штатное оборудование кораб­ля работает нестабильно и часто выходит из строя. Его чинили силами экипажа, но бывало такое, что квалификации не хватало, поэтому ремонт затягивался на неопределённый срок. Устав постоянно терпеть изнуряющую жару, моряки самостоятельно установили в каюты кондиционеры, купленные за свои деньги.

Воды в обрез, душ сломан

Бывший командир малого ракетного корабля капитан 3 ранга Булат Азимжанов рассказал «Нашей Версии», что на кораблях старой постройки, которых сегодня большинство в российском ВМФ, комфорт является проблемой, но командование флота считает её несущественной.

По мнению офицера, вопросам самочувствия моряков на кораблях практически не уделяется никакого внимания, поскольку во флоте устоялось мнение, что экипаж должен стойко переносить все тяготы военной службы, в том числе невыносимую жару. В походах, если корабль задержался дольше запланированного срока, может элементарно не хватать питьевой воды. Опреснительные установки практически на всех боевых кораблях сломаны. А ещё повсеместно неисправны души, которые также предусмотрены конструкцией.

«Централизованная вентиляция на таких кораблях обычно работает очень нестабильно, – рассказывает моряк. – Ну и ещё один нюанс: воздух частично забирается снаружи, а частично рециркулируется из помещений, и запахи остаются внутри. Вопрос решается с помощью постоянного проветривания, но не везде на корабле это возможно. В межсезонье проще: открыл иллюминаторы, да и все дела, если при этом дождь не хлещет и волна не лупит в борт. Есть места, где особенно жарко, это, например, столовая, но там, кроме наряда, люди находятся нечасто. Жарко в кубриках, где размещается радиотехническая боевая часть. Летом жарко даже не в самых южных широтах, когда палуба над головой нагревается солнцем. Контрактники покупают за личные деньги напольные вентиляторы. В иллюминатор высовывают самодельные воздухозаборники. Набегающий поток воздуха немного заруливает и в каюту. Только другой иллюминатор тоже надо открыть, иначе приток будет совсем никакой. На боевых постах чаще всего холод подаётся исправно».

По теме

Командир разрешает раздеться

Военно-морской эксперт Александр Мозговой рассказал «Нашей Версии», что моряки в связи с жаркой погодой получают некоторые послабления.

«На современных кораблях сейчас созданы более-менее приемлемые условия. Также постепенно вводится летняя военная форма, она более лёгкая и свободная, в южных районах она предусматривает даже шорты, – отмечает эксперт. – В жару морякам позволяют загорать. В 2019 году в Восточно-Китайском море произошёл известный инцидент: опасно сблизились отряд российских кораблей ТОФ и крейсер USS Chancellorsville ВМС США. После этого в открытом доступе появились видеозаписи, на которых запечатлено, как с правого борта к американскому кораблю подходит российский эсминец класса «Удалой». И отчётливо видно, что, в то время как на военном корабле США аврал, российские моряки невозмутимо загорают на вертолётной палубе».

«В жаркую погоду командиры вопреки запретам разрешают морякам купаться в море, конечно, при этом нужно максимально соблюдать все меры безопасности. Также полуофициально разрешается нарушать форму одежды. Грубо говоря, моряки ходят просто в трусах. Исключение только для тех, кто стоит на вахте. Кстати, капитан должен быть постоянно одет по форме», – рассказал Булат Азимжанов.

«Командование ВМФ игнорирует опасности, к которым ведут сложные бытовые условия и условия проживания, всё это в дальнейшем может отражаться на психике и ведёт к тяжёлым последствиям, – считает военный психолог Михаил Агапов. – Невыносимые условия службы, жара, холод, периодические поломки, происходящие в открытом море, – всё накладывает свои отпечатки. Поэтому бывают и психологические срывы. Об этом не принято говорить во флоте, но это периодически случается».

Десантный корабль «Евгений Кочешков» удивил отдыхающих в Жёлтой бухте (фото: Михаил Голенков/РИА Новости)
Десантный корабль «Евгений Кочешков» удивил отдыхающих в Жёлтой бухте (фото: Михаил Голенков/РИА Новости)

Кстати

В 2018 году производитель танков Уралвагонзавод объявил, что впервые в истории советского и российского танкостроения российский танк Т-90М получит установку кондиционирования. Более того, она включена в базовую комплектацию боевых машин. Также охладительные системы будут устанавливаться на современные танки семейства «Армата». До этого на бронетехнике в Российской армии систем охлаждения не было. Сообщается, что впервые кондиционеры были установлены на танки Т-90М, поставленные в Алжир.

От жары страдают не только флотские

В своё время военные лётчики жаловались, что из-за тяжёлых климатических условий в Афганистане им сложно выполнять боевые задачи. Поэтому, например, в Сирии, как неоднократно заявляли в Минобороны, созданы максимально комфортные условия размещения российского контингента. Военнослужащие имеют возможность принимать душ, получать трёхразовое горячее питание по лётным, техническим и общевойсковым нормам. Живут лётчики в кондиционированных помещениях. Военнослужащие базы Хмеймим одеты в облегчённую форму.

В южных регионах России солдатам в связи с жаркой погодой разрешают подворачивать рукава кителя или даже ходить в майках. Практически все военнослужащие носят головные уборы, и это самое основное правило, которое помогает спастись от перегрева и предохраниться от солнечного удара. В жаркую погоду солдатам дают больше, чем обычно, воды. Если подразделение выходит на полигоны для занятий по боевой подготовке, то там в тени оборудуются места для отдыха. Впрочем, некоторые командиры считают, что солдат должен перенести любые невзгоды. И это приводит к тяжёлым последствиям. Так, в 2006 году солдат-срочник Дмитрий Рашевский, который служил в Астраханской области, умер от жары прямо на плацу. Его можно было спасти, но медицинская помощь была оказана несвоевременно, писали тогда СМИ.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.07.2021 10:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх