// // Как США срывают поставки российского оружия на Ближний Восток

Как США срывают поставки российского оружия на Ближний Восток

420

Под конвоем

2
В разделе

Аресты кораблей, перевозящих российское оружие, ещё лет 10 назад случались довольно часто, в год происходило не меньше десятка подобных инцидентов. Но с 2002 года как отрезало: то ли торгующие попросту стали действовать аккуратнее, то ли сделала своё дело монополия «Рособоронэкспорта», на корню уничтожившая предпринимательскую вольницу, в 90-е годы подвизавшуюся на бесконтрольной торговле новейшим российским оружием. Так или иначе без малого семь лет суда под разными флагами свободно развозили по миру продукцию российских оборонщиков. А в конце минувшего года неприятности начались снова: были задержаны сразу четыре корабля с российским оружием – плавали они под флагами Кипра и Белиза. Ещё два судна были арестованы в этом году, причём задержание «Мончегорска» сопровождалось скандалом, чуть было не поставившим крест на политической карьере нескольких крупных израильских политиков. В том, кому помешали океанские транспорты, перевозящие совершенно легальный, хотя и весьма специфический груз, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

По продажам вооружения наша страна занимает второе место в мире после США. И Россия и Америка делают свой бизнес в основном на воинственности развивающихся стран Азии и Африки, причём конкуренция там идёт довольно жёсткая. В конце 80-х СССР ежегодно продавал оружия примерно на 20 млрд. долларов в год, но в период перестройки Америке удалось захватить абсолютное лидерство, и в 90-е продажи российской военной техники держались на уровне 1,5–2 млрд. долларов.

Однако в последние несколько лет цифры продаж отечественного оружия резко возросли, и в воздухе снова запахло конкуренцией. «Возможно, участившиеся случаи арестов оружейных грузов есть не что иное, как проявление жёсткой конкуренции со стороны Америки, – считает политолог Сергей Марков. – Как правило, наши грузы задерживают из-за серьёзного прессинга со стороны США, как это недавно было на Кипре. , и стремится любыми правдами и неправдами сохранить своё лидирующее положение на рынке оружия. Главная цель – извлечение прибыли, всё остальное – пустые слова».

Самое скандальное задержание российского военного груза случилось в конце января. В Аденском заливе корабль ВМФ США, действующий в составе международных сил CTF-151, задержал судно Monchegorsk («Мончегорск») с грузом российского оружия, якобы предназначенного для дальнейшей переправки в сектор Газа. Сухогруз, ранее принадлежавший Мурманскому морскому пароходству, согласно судовым документам был зафрахтован Ираном и следовал в порт Латакия под кипрским флагом.

Согласно международному морскому праву военные корабли США не имеют права останавливать, а тем более арестовывать судно с военным грузом на борту в международных водах. Но если речь идёт о больших деньгах, для Америки законы не писаны: после многочасового досмотра судно повели в Ларнаку под конвоем нескольких боевых фрегатов ВМФ США и пары примкнувших к ним кораблей ВМФ Израиля. Где-то поблизости находился большой противолодочный корабль Северного флота, ракетоносец ВМФ России «Адмирал Чабаненко», но вмешиваться наши военные моряки почему-то не стали.

В Ларнаке судно поставили на прикол и снова произвели досмотр, участие в котором принимали не только киприоты и американцы, но и представители израильских спецслужб, причём израильтяне (как, впрочем, и американцы) действовали без всякого на то юридического основания. Буквально на следующий день министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни открытым текстом попросила своего кипрского коллегу Маркоса Киприану начать процесс конфискации оружия, которое перевозил сухогруз Monchegorsk.

Это при том, что у команды на руках были все необходимые в таких случаях документы, подтверждающие законность перевозки. Группа военных экспертов Республики Кипр дважды, 29 января и 2 февраля, осуществила инспекции сухогруза и передала отчёт в Совет Безопасности ООН для дальнейшего разбирательства. Повод для проведения инспекции – подозрение в перевозке партии оружия из Ирана для ХАМАС. Серьёзное подозрение, которое ничем, как выяснилось, не было подкреплено. В конфликт вмешался лично президент Кипра и потребовал прекратить прессинг. Но дело было сделано: груз был задержан на несколько недель, заказчику, как и следовало ожидать, не имевшему ничего общего с ХАМАС, выплачена крупная неустойка. Репутация поставщиков подпорчена. Американцы потирают руки: сорвать сделку им почти удалось, пусть и с привлечением кораблей 6-го флота США.

По теме

Но на этом история не закончилась. Израильским журналистам удалось установить, что одновременно с «Мончегорском», буквально в пределах видимости, параллельным курсом на Латакию шло ещё одно судно – Famagustus. До недавнего времени оно называлось Iran-Hedayat и ходило под иранским флагом, но недавно судно было переименовано, и после этого команда поднимала то кипрский, то панамский флаги. На борту Famagustus также находилось оружие, причём груз шёл транзитом через Ларнаку прямиком в Сирию!

И в отличие от «Мончегорска» Famagustus никто не мешал, его никто не досматривал, и весь груз был благополучно доставлен сирийскому заказчику. Груз – 600 тонн оружия, среди которого были так называемые «катюши» – 107-миллиметровые ракетные установки малого радиуса действия, гранатомёты РПГ и зенитные комплексы «Стрела», боеприпасы к ним, 60-миллиметровые миномёты и мины, противотанковыe мины, автоматы Калашникова, ручные гранаты и даже некие контейнеры с маркировкой химического оружия. И всё это наверняка предназначалось ХАМАС. Что же произошло? Может быть, американцы и израильтяне попросту перепутали корабли и арестовали не того, кого собирались?

На самом деле арестовали именно тех, кого хотели. Может быть, американцы и израильтяне были не в курсе того, какой груз расположен в трюмах идущего параллельным курсом Famagustus? Нет, они знали и об этом. Почему же корабль, о котором было наверняка известно то, что он везёт смертоносный для жителей Израиля груз, свободно проследовал в пункт назначения, а злосчастный «Мончегорск» мурыжили на протяжении нескольких недель, хотя его трюмы не содержали ничего такого, что способствовало бы эскалации арабо-израильского конфликта?

В прошлом году ливийские военные заявили о том, что они хотели бы купить у «Рособоронэкспорта» четыре дивизиона зенитных ракетных систем дальнего действия С-300ПМУ2 и около 20 зенитных ракетных комплексов ближнего действия «Тор-М1». Официальный Триполи также вознамерился приобрести по 12 истребителей Су-30МК2 и МиГ-29СМТ, а также одну или две подводные лодки проекта 636. Ни для кого не секрет, что ранее ливийцев вовсю обрабатывали американские поставщики оружия, надеясь «перебить» российских конкурентов, но наши пошли ва-банк, согласившись списать Ливии долги, оставшиеся ещё со времён СССР.

Таким образом, американцев «перебили», но те, вероятно, решили, что борьба за ливийский контракт ещё не окончена. «Мончегорск» перевозил оружие в рамках «ливийского контракта». Американцы об этом знали и сообразили, что неудачно начавшаяся поставка оружия может заставить начальника департамента военных закупок Ливии генерал-майора Абдурахмана Али ас-Сейида пересмотреть своё решение о закупке российской техники на 8 млрд. долларов.

Итак, на кону 8 миллиардов. В Америке бушует кризис, и каждый цент на счету, а тут из-под носа русские уводят такой куш. Но действовать в одиночку, силами 6-го флота США – слишком подозрительно. Израильские журналисты из газеты Yedioth Ahronoth установили, что захват «Мончегорска» провели якобы «после получения разведывательной информации в рамках подписанного 17 января госсекретарём США Кондолизой Райс и главой МИД Израиля Ципи Ливни протокола о предотвращении контрабанды оружия в сектор Газа».

И приказ представителям израильских спецслужб «поучаствовать» в захвате «Мончегорска» якобы отдал… нет, не министр обороны страны, как вы могли подумать, а лично министр иностранных дел Ципи Ливни! Сейчас в Израиле идёт разбирательство. Если репортёры из Yedioth Ahronoth смогут доказать свою версию, Ципи Ливни ждёт скорая отставка.

Причина проста: для того чтобы подыграть американцам, стремящимся заполучить жирный контракт, фактически по устному приказу Ливни задерживается судно, не несущее никакой угрозы безопасности Израиля, в то время как другое судно, со смертоносным грузом на борту, следует намеченным маршрутом безо всяких преград со стороны тех же израильских спецслужб. А два корабля ВМФ Израиля выполняют устное распоряжение министра иностранных дел, вместо того чтобы идти на перехват транспорта, о котором достоверно известно – там ракеты, которые вскоре упадут на Ашкелон и Сдерот.

По теме

Нужно сказать, что израильтяне в последнее время крайне пристально следят за перемещениями российского оружия в бассейнах Средиземного и Красного морей, да и вообще очень болезненно реагируют на появление в этих водах любых оружейных транспортов. Говорят, что не последнюю роль в ужесточении бдительности израильтян сыграла эпопея с судном Gregorio. По злой иронии, этот корабль за два года ухитрился трижды попортить нервы израильтянам, забираясь в их территориальные воды то с севера, то с юга. И всякий раз имея на борту оружейный груз.

Впервые команда Gregorio попала в поле зрения израильтян в сентябре 2006 года: судно, шедшее под панамским флагом, было задержано по наводке Интерпола в кипрских территориальных водах. Поднявшиеся на борт кипрские пограничники (их, что немаловажно, сопровождали представители израильских спецслужб – как и в случае с «Мончегорском», весьма странная и не имеющая какого-то объяснения практика) обнаружили на корабле странный груз: системы противовоздушной обороны. Несколько новых и несколько побывавших в употреблении. Согласно представленным документам груз следовал из Северной Кореи в Сирию.

Судно Gregorio неоднократно меняло своё название и порт приписки. Оно действительно отплыло из Северной Кореи и на завершающем этапе пути, по дороге из египетского Порт-Саида в сирийскую Латакию, зашло для дозаправки в территориальные воды Кипра. Но вот что интересно: из документов следовало, что в Северной Корее на судно загрузили лишь две бэушные системы, а остальные попали на борт значительно позже, в Мурманске. Причём опять же из документов следовало, что в Мурманске на борт загрузили вовсе не системы ПВО в разобранном виде, а некое оборудование для метеорологических исследований, которое выписало из России сирийское правительство. Для того чтобы во всей этой таинственной истории как следует разобраться, судно было задержано кипрскими властями по подозрению в контрабанде оружия. Экипаж судна в составе 15 человек был заключён под стражу и допрошен.

Поскольку 18 грузовиков с радарными установками и три военных автомобиля никак не походили на метеорологическое оборудование, экипаж продержали в кутузке две недели. Киприоты рассудили так: если израильтяне утверждают, что на борту оружие, а экипаж уверяет, что это метеорологическое оборудование, нужно запросить страну-заказчика. Пока шёл официальный запрос, матросы, среди которых, к слову, было четверо граждан России, томились в заключении. Но ответ правительства Сирии всё расставил по местам: грузовики с радарами и несколько ракетных установок действительно предназначались метеорологам. Экипаж и судно немедля отпустили восвояси, невзирая на громкие протесты израильтян, мол, какая метеорология, когда одна такая ракета может запросто долететь от Газы до Тель-Авива! В общем, у израильской стороны осадочек остался будь здоров.

Ровнёхонько через год то же самое судно, но уже под флагом Белиза подплыло к Израилю с другой стороны, объявившись в Красном море. И снова прошла информация, что на борту Gregorio находится оружие российского производства. Но задержать судно не удалось: самолёты пограничной службы Израиля даже нанесли по кораблю ракетный удар. То ли корабельные борта оказались крепкими, то ли ракеты маломощными – судно не только выдюжило, но и с удвоенной скоростью поспешило затеряться в прибрежной зоне. В общем, не поймали. Ципи Ливни уже готовилась высказать претензии России со стороны МИДа и попросить объяснений, каким образом оружие российского производства вновь оказалось в руках боевиков ливанской группировки «Хезболлах», но, раз не удалось вскрыть трюмы, ограничилась общими заявлениями: «Израиль выступает за соблюдение резолюции Совета Безопасности ООН 1701 по всем пунктам, в частности, касающимся строгого эмбарго на поставки оружия в Сирию и Ливан».

Но и это появление Gregorio в зоне внимания израильских спецслужб оказалось не последним. Летом прошлого года корабль с грузом автоматического оружия и систем ПВО вновь задержали в территориальных водах Кипра. И вновь, как в сентябре 2006-го, правительство Кипра запросило правительство Сирии относительно законности груза. И вновь сертификаты свидетельствовали о российском происхождении значительной части размещённого в трюмах Gregorio груза. Разница была лишь в том, что на сей раз команду не стали помещать в кутузку, а разместили в одном из отелей Ларнаки. Но в остальном всё повторилось: протесты израильтян вновь остались неуслышанными. Кстати, так и не установлено, был ли причастен к поставкам «метеорологического оборудования» «Рособоронэкспорт», или нет. Этого просто никто и не пытался установить. Хотя и любопытно было бы, согласитесь.

Международная торговля оружием – бизнес, который находится на подъёме даже сегодня, во времена всемирной экономической стагнации. Для того чтобы читателям сразу стало понятно, о чём идёт речь и какова цена вопроса во всех этих историях с арестами грузов военного назначения, приведём некоторые цифры. Торговля оружием составляет примерно 80% всего промышленного экспорта России.

Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами не только даёт существенную долю валютных поступлений в федеральный бюджет, но и служит важным средством погашения государственного долга, обеспечивает занятость значительной части трудоспособного населения, гарантирует сохранение российского ВПК. Если создать для оружейного экспорта благоприятные условия, он может стать важнейшим источником инвестиций, необходимых для функционирования практически всей российской промышленности.

Доходы России от экспорта оружия в прошлом году составили 8,5 млрд. долларов, это официальные данные Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. А в этом году доходы могут увеличиться ещё в полтора раза. Легко понять, почему это так беспокоит Соединённые Штаты и отчего на перехват нашим торговым судам спешит весь 6-й флот. Да ещё и при поддержке израильских катеров.

Опубликовано:
Отредактировано: 20.04.2009 12:02
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх