Пока предложенный президентом США Джо Байденом пакет экономических стимулов на сумму $1,9 триллиона находился на рассмотрении Конгресса, бывший министр финансов Лоуренс Саммерс (демократ) и многие республиканцы утверждали, что план слишком масштабный. Но, возможно, более важный вопрос заключается в том, попадут ли Соединенные Штаты в «ловушку стимулов», и если да, то как из нее выбраться.
План спасения Байдена - это третья попытка федерального правительства за год помочь экономике США оправиться от спада, вызванного пандемией. Предыдущие два пакета стимулов привели к тому, что цены на активы, особенно акции и жилье, росли намного быстрее, чем заработная плата. Поскольку у богатых больше активов, чем у бедных, как в абсолютном так и в процентном отношении к текущему доходу, и без того значительный разрыв в уровне благосостояния, вероятно, начнет углубляться в США.
Растущее неравенство будет стимулировать требования по его ликвидации, в том числе за счет налоговых ставок, более высокой установленной законом минимальной заработной платы и щедрых программ социальных трансфертов. Предложение о более чем двукратном увеличении федеральной минимальной заработной платы с $7,25 в час до $15 в час в течение четырех лет, даже если оно не станет частью этого пакета стимулов, скорее всего получит широкую поддержку общественности и Конгресса, как только появятся факты о росте благосостояния.
Повышение минимальной заработной платы призвано помочь бедным. Но хотя закон может заставить работодателей платить работникам минимальную заработную плату, он не может заставить их нанимать людей или создавать больше рабочих мест в секторах с низкой заработной платой. Федеральная минимальная заработная плата в размере $15, вероятно, приведет к сокращению темпов появления новых рабочих мест, особенно для низкоквалифицированных секторов. Многие затем могут сослаться на слабый рынок труда и слабую экономику как на причину следующего раунда стимулирующей денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.
Конечно, дополнительные меры будут подпитывать новую волну роста цен на активы, которая опережает рост средней заработной платы, еще больше увеличивая разрыв в уровне благосостояния и порождая призывы к еще более высоким налогам и минимальной заработной плате, а также к увеличению социальных трансфертов, что снова ослабит инвестиции и рост занятости, оправдывающий продолжение экономического стимулирования. Другими словами, США могут оказаться в «ловушке стимулов».
Впрочем, такой сценарий не является неизбежным. Но для того, чтобы не допустить этого, потребуются три дополнительные реформы, сопровождающие любое экономическое стимулирование.
Во-первых, США должны модернизировать свою систему образования и перепрофилирования, чтобы больше человек могло перейти на более высокооплачиваемые места. Целью должно стать сокращение дублирования рабочих мест в секторах с низкооплачиваемыми вакансиями.
Эти шаги позволят США в долгосрочной перспективе эффективно конкурировать со странами с низкой заработной платой. Но прежде всего политикам необходимо признать, что доля неквалифицированных рабочих в США слишком велика, и нынешняя система образования не позволяет детям из семей с доходами ниже среднего получать хорошее образование. Также могут помочь более эффективные программы переподготовки.
Во-вторых, политикам следует стремиться сделать рынки труда более гибкими, сохраняя при этом достойный уровень жизни для всех американцев. Здесь можно извлечь уроки из модели Дании, которая дает работодателям возможность нанимать, увольнять и корректировать заработную плату по мере изменения рыночных условий, но обеспечивает уволенным работникам мощную социальную защиту, чтобы они могли поддерживать удовлетворительный уровень жизни.
Британское издание The Guardian полагает, что украинская армия близка к провалу в ДНР и под Купянском в Харьковской области в связи с ускоряющимся продвижением ВС РФ.
Гибкие и надежные договорные механизмы рынка труда побуждают предпринимателей создавать фирмы и рабочие места. Комплексные программы обучения на протяжении всей жизни дают работникам возможность и стимул для повышения своей квалификации. А система социального обеспечения гарантирует адекватную поддержку доходов при переходе на другую работу.
В хорошо продуманной системе повышение минимальной заработной платы должно соответствовать как общему росту производительности, так и иммиграционной политике. Повышение минимальной заработной платы, превышающее рост производительности, создаст двухуровневый рынок труда, на котором одни удачливые низкоквалифицированные рабочие сохранят свои рабочие места, в то время как многие другие не смогут найти работу с установленной законом заработной платой.
Точно так же установление высокой минимальной заработной платы при ослаблении иммиграционной политики может привести к притоку низкоквалифицированных рабочих-иммигрантов. Если они найдут работу на сером рынке, согласившись за меньшую, чем определенная законом заработная плата, положение низкоквалифицированных рабочих из коренного населения еще больше усугубится.
Чтобы внести ясность, речь не идет об устранении иммиграции или роста заработной платы, а скорее о необходимости осознать, что рост заработной платы, рост производительности и иммиграционная политика должны рассматриваться как части одной головоломки.
Третий приоритет - побудить домохозяйства со средним и низким доходом сберегать больше за счет повышения финансовой грамотности и облегчения доступа к недорогим инструментам управления капиталом. Американские домохозяйства в настоящее время откладывают в среднем около 12-14% своего дохода, что намного меньше чем в Германии, Японии или Китае.
Проблема в том, что беднейшие американцы почти ничего не откладывают, а это означает, что их относительное богатство сокращается каждый раз, когда цены на активы растут быстрее, чем заработная плата. Скептики считают, что домохозяйства с низкими доходами попросту не заинтересованы в накоплении средств. Исследования опровергают подобную точку зрения, показывая, что люди с низкими доходами хотят откладывать, но зачастую не располагают необходимыми знаниями и инструментами. Если США будут сберегать больше, они также смогут больше инвестировать, что позволит экономике расти немного быстрее. И это может снизить зависимость от пакетов стимулов в будущем.