Министерство образования Чехии объявило о реформах школьной программы: английский язык станет обязательным предметом уже с первого класса. Об этом сообщил министр образования Микулаш Бек, отметив, что изменения начнут внедряться постепенно.
Сейчас английский вводится не позднее третьего класса. По новой программе второй иностранный язык — немецкий, французский или испанский — станет обязательным с седьмого класса. Цель реформы — повысить уровень владения языками у выпускников: к концу начальной школы ученики должны будут достичь уровня B1 вместо нынешнего A2.
По словам министра, в 2025 году школы смогут добровольно начать преподавание по новым стандартам в первых и шестых классах. Обязательный переход планируется завершить к 2031 году. «Я считаю необходимым, чтобы ученики овладевали двумя иностранными языками — английским и ещё одним — на уровне, который соответствует европейским стандартам, — заявил министр образования Микулаш Бек. — Нельзя допустить, чтобы чешские школьники имели конкурентное отставание по сравнению с Германией и странами Прибалтики»
В профессиональном сообществе реформу называют необходимой, но отмечают риски. Ассоциация учителей иностранных языков указала на нехватку педагогов, особенно в начальных классах. В правительстве признают проблему: потребуется финансирование на переподготовку кадров и новые учебные материалы.
По данным Чешского статистического управления, сегодня английский изучают около 90% школьников, немецкий — 41%, французский — 7%, испанский — 6%. Однако уровень владения языками в среднем остаётся ниже, чем в соседней Германии или Австрии.
Эксперты отмечают, что изменения в школьной системе могут отразиться и на сегменте дополнительного образования. В частности, языковые курсы для иностранцев и детей, готовящихся к поступлению, уже фиксируют рост интереса. В Праге, например, школа чешского языка Oca Praga сообщает об увеличении числа запросов от семей, которые хотят совмещать обучение чешскому и английскому языкам.
Реформа рассчитана на несколько лет и будет сопровождаться мониторингом результатов. Первые оценки успеваемости по новым стандартам планируется подвести в 2028 году.