Версия // Бизнес // Как Минпромторг продавал китайцам российские товары и почему у него ничего не получилось

Как Минпромторг продавал китайцам российские товары и почему у него ничего не получилось

3365

Шутка по-пекински

В разделе

Проект Минпромторга по продаже в КНР отечественной продукции на китайской интернет-площадке АлиЭкспресс провалился. Чиновники министерства в своем внутреннем докладе объяснили это техническими проблемами. Но, похоже, реальность торговли с Поднебесной куда плачевнее.

Китайских планов громадье

Еще осенью прошлого года Минпромторг с пафосом сообщил: российские производители начинают торговлю в крупнейшем в мире интернет-магазине АлиЭкспресс, принадлежащем китайскому гиганту Алибаба. Торговать собирались одеждой, а сам проект получил название «Мода. Сделано в России». Предполагалось, что наши товары будут помечены триколором, и им будет отдаваться приоритет в поиске. Радость сквозила чуть ли не из каждой строчки пресс-релиза ведомства. Ничего себе, торговую площадку каждый день посещают 22 миллиона человек! Может быть, наконец, настало время не только покупать китайские товары, но и экспортировать в КНР?! Причем не сырье, с этим как раз проблем нет, а одежду, то есть товары с высокой добавленной стоимостью.

Однако лодка с радужными планами, как это обычно бывает, разбилась о суровую скалу реальности. Как выяснил Коммерсант, проект фактически провалился. В правительстве есть свое видение, почему это произошло. Во-первых, технические проблемы. На них, кстати, можно повесить любую неудачу, а уж тем более в сфере высоких технологий. Во-вторых, большая часть российских компаний отказалась участвовать в проекте. Пригласили почти полтысячи, а согласились около 100. А, в-третьих, не сработала одна из главных фишек: расчеты в рублях. Цены очень быстро начали пересчитывать в доллары. Что тоже неудивительно (хотя и прискорбно): кому в мире, кроме биржевых спекулянтов, нужна наша национальная валюта? И в итоге за несколько месяцев работы на АлиЭкспресс в рамках проекта продано всего 24 российских товара. Комментарий к этой цифре, как говорится, излишен.

Пошли на Восток, а пришли в Россию

Зато не лишним будет поговорить, почему иностранные покупатели отказались от нашей одежды и аксессуаров. Скорее, всего, по самой простой и твердолобой причине: из-за цены. Журналисты узнали, что, например, произведенный в России свитер продавался на площадке за 3 с небольшим тысячи рублей. А вот китайский аналог стоит всего 153 рубля, включая доставку. То есть в 20 раз дешевле. Жителей КНР можно понять.

После разразившегося в деловых СМИ скандала слово был вынужден взять руководитель российского представительства Алибаба Марк Завадский. Ответ на публикации он поместил на своей страничке в Фейсбуке*.

И выяснилось: 24 товара было продано потому, что проект был приостановлен еще в конце прошлого года, так как уже тогда стало понятно, он неудачный. А главное, нельзя говорить, что российские товары пришлись не по нраву китайским покупателям. Потому что сам проект, оказывается, «был запущен для российской аудитории».

По теме

В этих словах просто чувствуется магия. Значит, изначально правительство сообщило, что дарит нашим производителям выход на мировую торговую площадку. А теперь (следите за руками) выясняется, что об экспорте никто и не думал. Остается без ответа маленький вопрос: а зачем тогда история с китайским онлайн-магазином вообще была нужна? Ведь в России наши производители способны продать свои товары и на отечественных площадках…

Алибаба и метод чиновников

Скорее всего, речь идет о банальном непрофессионализме, который часто встречается, когда государственное ведомство начинает грузно топтаться там, где работают законы, неподвластные умам чиновников. На первый взгляд, все кажется простым. Договорись с магазином, договорись с производителями, купи или еще каким-нибудь образом получи трафик и нехай себе продают. Но на рынке все происходит иначе.

Китайцы такие же потребители, как и все. И они были бы готовы покупать хорошие качественные товары. Но если российская одежда оказалась неконкурентной (по цене, по качеству, по удобству покупки и доставки, да по любому параметру), то все вопросы сразу снимаются. Такое ощущение, что Минпромторг воспринял этот проект как филиал «Госзакупок». Можно впаривать покупателю (то есть государству) некачественные услуги и товары по завышенной стоимости, получая откаты и вместе зарабатывая на госбюджете. Ан нет, на свободном рынке такие шутки не пройдут. Тем более, что на китайском, потому что там за коррупционные преступления могут и расстрелять. Запросто.

Рынок, он вообще, диктует свои условия и показывает, чего стоят те или иные игроки. На том же АлиЭкспрессе китайцы очень активно продают товары в Россию (ту же одежду, электронику, сувениры). Доставляет их к нам наша почта, а годовой объем заказов составляет 2 миллиарда долларов. То есть Поднебесная может успешно продавать нам через этот магазин свои товары. А мы ей - нет.

Не выходит торговый цветок

Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что российско-китайская торговля вообще сократилась. Вернее, в физическом объеме она выросла. А вот в денежном резко упала, в прошлом году почти на 30%. Кстати, тем, кто мечтает о теплых торговых отношениях с Пекином, в качестве холодного душа не помешает узнать еще одну цифру. Доля России во внешней торговле Китая всего 1,7%. В общем, после введения западных санкций тесные отношения с азиатским партнером у нас не особо складываются.

Разве что греют душу наши сырьевые контракты. Ведь они заключались на десятилетия, и происходило это, когда цены на нефть и газ были очень высокими. И если несколько лет назад эти контракты обильно критиковали, то теперь скептикам время замолчать. Потому что договоры долгосрочные и, судя по всему, заключены по старым ценам, не чета нынешним 50 долларам за баррель. Наверное, особой заслуги правительства в этом нет. Просто повезло. Но ведь должно же было когда-то и нам повезти. Хоть раз. Хоть в чем-то.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.06.2016 16:23
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх