// // Как евреи бежали из СССР

Как евреи бежали из СССР

1690

Операция «Свадьба»

2
В разделе

Вплоть до 1973 года добровольно эмигрировать из Страны Советов было практически невозможно. Впрочем, надо сказать, что и стремились к этому немногие – об ужасах жизни в мире капитализма был с детских лет наслышан каждый советский гражданин. Перспектива перемен не пугала лишь советских евреев, которых готов был радушно принять Израиль.

Однако власти не считали, что желание выехать на историческую родину является достойным основанием, вследствие чего евреи наравне со всеми получали отказ на просьбы об иммиграции. Но известно: если держать закрытым кипящий котёл, в конце концов он лопнет. Так случилось и здесь. В конце 60-х годов в Ленинграде сложилась целая подпольная сионистская группа, участники которой тайно изучали иврит и строили почти безнадёжные планы по выезду в Израиль. Во главе её стоял Гилель Бутман – бывший следователь уголовного розыска, уволенный из органов за связь с «еврейской буржуазией». Наравне с Бутманом «пятый пункт» стоил карьеры ещё одному члену группы – военный лётчик Марк Дымшиц был вынужден покинуть службу в звании майора. В отличие от товарищей решительный Дымшиц мало надеялся на то, что советские власти сменят гнев на милость и разрешат евреям выезд в Израиль. В результате у него созрел план, как выбраться из СССР самостоятельно.

«Решили два еврея похитить самолёт…»

«Сначала решил соорудить воздушный шар, потом подумал, что лучше бы построить самолёт, – рассказывал он позже «Радио Свобода». – Наконец, пришёл к мысли угнать самолёт. Когда я впервые об этом подумал, то сперва испугался, а потом понял, что одному с этим не справиться, и стал искать единомышленников».

15 июня 1970 года сотрудники КГБ благополучно арестовали «репатриантов» на аэродроме города Приозёрска. Им были предъявлены обвинения в измене Родине, попытке хищения самолёта и антисоветской агитации.

Главным из них стал Эдуард Кузнецов, к тому времени уже успевший отсидеть семь лет в лагерях за самиздат и антисоветскую деятельность. Кузнецов был настроен ещё радикальнее. По крайней мере, как признавался он спустя много лет, ещё на заре молодости он всерьёз планировал убийство Хрущёва. Освободившись, Кузнецов хорошо понимал, что бывшего зэка за границу власти не выпустят никогда в жизни, а потому «рвать когти» нужно самостоятельно.

В итоге родился план захватить лайнер Ту-124, летящий по маршруту Ленинград – Мурманск. После захвата самолёт должен был сесть на территории Швеции или Финляндии, где угонщики должны были выступить перед прессой с речью о тяжёлом положении советских евреев, а затем триумфально отправиться на Землю обетованную.

Руководство подпольной группы тайно связалось с израильскими властями, прозондировав их мнение относительно такого демарша. Однако в Тель-Авиве пришли в ужас – у Голды Меир и без того хватало проблем на международном уровне, чтобы ещё подключаться к скандалу с угоном советского самолёта. Однако Дымшица и Кузнецова было уже не остановить. Заговорщики согласились лишь видоизменить план: захватить не большой пассажирский лайнер, а маленький «кукурузник» – из тех, что пыхтят на местных авиалиниях близ границы. Тогда не придётся пугать случайных пассажиров – в самолёте будут находиться только свои. Каким образом? Например, можно заранее скупить все билеты. А чтобы в аэропорту не удивлялись тотальной семитской наружности пассажиров, пустить утку, будто бы все они летят по приглашению на свадьбу. Заодно они помогут во время полёта скрутить пилота, на его место сядет Дымшиц и – прощай, Страна Советов!

По теме

До встречи в Иерусалиме!

В принципе продуман план был достаточно хорошо. Чего нельзя сказать о его исполнении. Первым делом заговорщики принялись искать тех, кто готов отправиться с ними в полёт. Вряд ли стоит уточнять, что фактически речь шла о соучастии в совершении уголовного преступления, отчего элементарная логика подсказывала действовать со скрупулёзной осторожностью. Однако в реальности поиск «пассажиров» свёлся к тому, что о желании отправиться за лучшей долей спрашивали едва ли не всех знакомых евреев. Согласившиеся тоже не отличались осторожностью: в школах дети улетающих открыто прощались со сверстниками. Нечего и говорить, что о попытке захвата самолёта моментально узнали в КГБ.

Позже Кузнецов рассказывал: он заранее знал, что органы держат всех под колпаком, но сознательно доводил план до конца, чтобы мир узнал об отчаянной попытке евреев отстоять свои права. В результате 15 июня 1970 года сотрудники КГБ благополучно арестовали «репатриантов» на аэродроме города Приозёрска. Им были предъявлены обвинения в измене Родине, попытке хищения самолёта и антисоветской агитации. 21 декабря Ленинградский городской суд огласил решение: Кузнецов и Дымшиц были приговорены к смертной казни, 10 других участников операции «Свадьба» получили от 4 до 15 лет лишения свободы.

Казалось, дело окончено. Но неожиданно процесс получил продолжение.

Как много лет спустя вспоминал адвокат Семён Ария, на следующий день ему позвонили: в понедельник дело угонщиков будет в кассационном порядке слушаться в Верховном суде СССР, для этого ему нужно подготовить жалобу на приговор. Всё настолько срочно, что документы будут отправляться в Москву самолётом – распоряжение пришло с самого верха.

Как выяснилось, за несостоявшихся воздушных пиратов, история которых разлетелась по миру, вступился президент США Ричард Никсон, который лично позвонил Брежневу и попросил отменить смертные приговоры. Генсек, не желавший портить свой международный имидж, уступил. Дымшица с Кузнецовым отправили на 15 лет в лагеря. Однако и этот срок отсидеть им было не суждено.

КГБ пошёл на сделку с американцами

20 мая 1978 года в штате Нью-Джерси сотрудниками ФБР при попытке выемки сообщения из тайника были арестованы трое сотрудников КГБ, работавшие под эгидой ООН. Их задержание стало финалом операции, в рамках которой чекистам был подставлен для вербовки офицер ВМС Артур Линдберг. Благодаря дипломатической неприкосновенности один из разведчиков остался на свободе, зато за двух других – Вальдика Энгера и Рудольфа Черняева – американцы взялись всерьёз. После слов президента Картера о том, что Советам следует «врезать всерьёз», суд Ньюарка приговорил Энгера и Черняева к беспрецедентному сроку наказания, дав каждому по 50 лет лишения свободы. Правда, в тюрьму они так и не попали, скрывшись на территории советского представительства при ООН. В результате возникла патовая ситуация: американцы сели в лужу, раструбив о поимке шпионов и оставшись в итоге с носом, а Москва оказалась вынуждена держать своих разведчиков в четырёх стенах до конца их жизни. Подумав, стороны решили прийти к консенсусу: США позволяют Энгеру и Черняеву уехать домой, а СССР взамен выпускает пятерых диссидентов. Выбор пал на Кузнецова, Дымшица, а также украинского националиста Мороза, баптиста Винса и правозащитника Гинзбурга.

27 апреля 1979 года из Москвы в Нью-Йорк вылетел Ил-62 . Обмен состоялся прямо в аэропорту имени Кеннеди – по одному трапу американцы пускали в лайнер разведчика, в то же время по другому бойцы группы «Альфа» выпускали на полосу одного из «пассажиров». Бежавшим из «империи зла» в США устроили пышный приём. Правда, звучали вопросы, заслуживают ли незадачливые угонщики самолёта таких почестей, раз даже академик Сахаров назвал их план «авантюрой и нарушением закона». Однако политические интересы оказались важнее.

Справка

Насколько суровым следует считать приговор, вынесенный Кузнецову и Дымшицу? Ещё в советские годы юристы меж собой отмечали, что решение суда оказалось неадекватным содеянному ими – как известно, угонщиков задержали до момента захвата самолёта, потому они не успели ничего натворить. И потому смертный приговор следует считать попыткой политического давления на других желающих сменить место жительства. Такое мнение во многом можно считать верным. Однако, отправляя Кузнецова и Дымшица на казнь, суд, судя по всему, давал сигнал не столько евреям, сколько всем потенциальным захватчикам самолётов. Ведь вопреки мнению о том, что в СССР царил закон и не происходило никаких терактов, в реальности попытки захватов воздушных судов случались регулярно. Только в 1969 году бандиты пытались захватить в Эстонии Ил-14, убив одного из лётчиков, а в 1970-м произошли три воздушных захвата, в ходе которых погибла бортпроводница и пострадали трое пилотов. В связи с этим трагикомическая эскапада Дымшица и Кузнецова предстаёт в несколько ином свете.

Опубликовано:
Отредактировано: 01.02.2016 09:11
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх