Сегодня любому автовладельцу доступно сразу несколько разновидностей бензина: какой больше подходит двигателю автомобиля, такой и заправляй. Прежде чем получить разнообразие октановых чисел и присадок, бензин прошёл долгий и тернистый путь.
Вообще принято считать, что бензин в 1825 году изобрёл англичанин Майкл Фарадей. Он из нефти выделил углеводородную смесь, которая крайне легко воспламенялась. Само слово «бензин» переводится с арабского как «яванское благовоние» и родственно древнееврейскому «ладан». Некоторые источники голословно заявляют, что слово для обозначения смеси придумал именно Фарадей, что не соответствует истине.
Термин «бензин» восемью годами позже ввёл ещё один первооткрыватель бензина – немецкий химик Эйльхард Мичерлих. Почему ещё один? Да потому что бензин открывали не один раз.
Бензол ещё в 1649 году путём перегонки смолы из каменного угля получил другой немец, алхимик Глаубер. Однако полученное вещество он никак не назвал, как и не смог выявить основные его свойства.
Чистка одежды и топливо для примусов
Так или иначе, но бензин по современному его назначению до конца XIX века практически не использовался. Его достаточно активно продавали в аптеках как антисептик и средство для чистки одежды и заливали в примусы. К слову, если бы не многочисленные случаи пожаров, связанные с использованием керосина в примусах, полноценным топливом бензин стал бы ещё позже.
Разумеется, развитие разных видов топлива в мире всегда было связано с созданием новых видов двигателей. Бензин не стал исключением. В 1876 году Отто, Майбах и Даймлер изобрели четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания. Двухтактный двигатель тремя годами позже запатентовал Карл Бенц.
Именно в то время на бензин и обратили внимание. Тот же Готлиб Даймлер настаивал на выборе бензина как основного топлива для двигателя по причине его лёгкой воспламеняемости.
К концу XIX века автомобилей в мире стало появляться всё больше, и аптеки (да-да, основным поставщиком топлива оставались они!) не смогли удовлетворить повысившийся спрос на бензин. Особо предприимчивые граждане стали открывать специализированные магазины – до современных АЗС было ещё ох как далеко. Процесс заправки одного автомобиля мог растягиваться на несколько часов.
Первые АЗС появились в Штатах в 1907 году – заливка в бак осуществлялась с помощью ручных помп.
Крекинг, споры и свинец
Огромный вклад в осовременивание бензина внёс российский учёный Владимир Шухов. В 1891 году он запатентовал промышленный процесс получения автомобильного бензина – непрерывно действующую трубчатую установку термического крекинга нефти. Установка состояла из печи с трубчатыми змеевиковыми нагревателями, испарителя и ректификационных колонн. Она позволяла существенно увеличить выход бензина из нефти. Сам по себе крекинг – это высокотемпературная переработка нефти с последующим получением продуктов меньшей молекулярной массы.
К сожалению, технологией не стали пользоваться в Российской империи, и первую крекинговую установку построили в США в 1915 году. Америка за счёт своей прыти выбилась в лидеры по производству бензина. В Союзе же предприятие «Советский крекинг» под руководством всё того же Шухова заработало лишь в 1931 году.
Выяснилось, что причиной разгерметизации самолета Ан-26, совершавшего перелет из Якутска в Магадан с 32 людьми на борту, стал человеческий фактор. Один из техников не до конца закрыл грузовой люк перед вылетом.
В 1910 году объёмы производства автомобилей существенно выросли. Параллельно из-за развития электрических сетей катастрофически рухнул спрос на керосин. Нефтяные компании стали заложниками ситуации: керосина было много, а бензина не хватало. Именно крекинг стал долгожданным решением проблемы.
К концу первого десятилетия XX века использование бензина с термическим крекингом выросло практически вдвое. Меж тем автомобильная промышленность топливо, добываемое таким путём, не оценила. Этот бензин плохо испарялся, буквально прилипал к свечам зажигания и почти сводил на нет попытки успешно завести двигатель. К тому же моторы на нём работали откровенно плохо.
В историю этот спор между нефтяниками и автопроизводителями вошёл как «проблема топлива», поскольку первые не преминули обвинить вторых в недостаточности усилий для повышения экономичности машин. Автопроизводители потребовали ввести стандарты качества топлива.
Для решения проблемы плохого сгорания крекингового бензина начали использовать антидетонационные добавки. В 1921 году открыли тетраэтилсвинец – появился этилированный бензин. Об опасности свинца знали и в те годы, однако его продолжили использовать, что в 1924 году привело к массовому отравлению рабочих на одном из нефтеперерабатывающих заводов в США. Бензины со свинцом запретили в ряде штатов. Нефтяные компании, в свою очередь, категорично заявили: альтернативы этилированному бензину нет!
В 70-е годы в большинстве стран мира при создании бензина стали применять метилтретбутиловый эфир, а позднее – спирт.
В современном мире при производстве бензина используются сразу несколько методик: риформинг, а также термический или каталитический крекинг. Суть риформинга в том, чтобы с помощью химических реакций уменьшить в нефти количество воды и различных соединений. В результате остаётся более простая смесь, которая и образует топливо.
Кроме них существует ещё много способов, предназначенных для увеличения выхода бензина и повышения октанового числа: гидроформинг, платформинг, изомеризация, алкилирование. Так или иначе, но сейчас процесс производства бензина гораздо безопаснее, чем был, например, 90 лет назад. А качество самого топлива – в разы выше.
Как видим, бензин прошёл достаточно длинный эволюционный путь. Но…
Продолжение эволюции
…На этом история бензина не заканчивается. Автопроизводители сегодня производят всё более совершенные высокофорсированные двигатели. Нынешние моторы нуждаются в качественном топливе, которое защитило бы их от отложений и могло бы наглядно продемонстрировать всю заложенную в них мощь.
И нефтяные компании не отстают от автопроизводителей. Например, крупнейшая в мире компания «Роснефть» предлагает автомобилистам фирменное топливо Pulsar. Оно производится на собственных нефтебазах компании с применением высокотехнологичного оборудования и единых стандартов. Pulsar представлен бензинами с октановым числом 92, 95 и 100. Уж оно-то точно позволит показать автомобилю все его возможности.
Достигается это за счёт уникальных моющих компонентов, входящих в состав топлива. Они обеспечивают чистоту топливной системы, защищая детали двигателя от отложений. Раз нет отложений, значит, двигатель работает стабильно и без перебоев, не потребляя лишнего количества бензина. И «дышится» ему легко – как следствие, «бежать» можно на полную мощность. Pulsar удаляет до 84% имеющихся отложений на впускных клапанах после 60 часов работы двигателя.
Сейчас всё популярнее становятся автомобили с двигателями, оснащёнными системой прямого впрыска. Такие моторы к отложениям относятся гораздо болезненнее, чем традиционные. Pulsar же обеспечивает 100-процентное поддержание чистоты инжекторов в подобных двигателях. Это, к слову, подтверждается многочисленными моторными испытаниями.
Таким образом, применение топлива Pulsar от компании «Роснефть» позволит увеличить ресурс двигателя и его межремонтного пробега за счёт поддержания чистоты топливной системы бензинового двигателя.
В современном мире требования к качеству бензина предъявляются крайне высокие и жёсткие. И Pulsar, как и все виды топлива «Роснефти», им полностью соответствует, являясь новым витком эволюции бензина.