Версия // Общество // Инфографика на этой неделе: моральный выбор в алгоритмах беспилотника – кому жить, а кому погибнуть в случае аварии

Инфографика на этой неделе: моральный выбор в алгоритмах беспилотника – кому жить, а кому погибнуть в случае аварии

4276

Данные наглядно. Беспилотники

5
В разделе

Сегодня статья будет полностью посвящена инфографике о беспилотных автомобилях, очень интересной и насыщенной пищей для размышлений.

Источник: CBC Radio-Canada, Marc Lajoie

В обычном автомобиле в случае отказа тормозной системы все решения принимает водитель в текущем моменте. А вот в беспилотном автомобиле решения программируются заранее. И появляется этический вопрос: какой выбор должен сделать беспилотник в случае, когда на кону стоят жизни пешеходов и пассажиров.

Представьте, что вы видите сломанный трамвай. Он мчится навстречу группе из пяти человек. Вы стоите рядом со стрелкой и можете отправить трамвай на другой путь, там находится только один человек. Используете ли вы переключатель, чтобы пожертвовать одной жизнью и спасти пять?

Трамвай, который не спас пятерых

И второй вопрос. Сломанный трамвай также приближается к пяти людям, которые находятся на рельсах. По пути к ним рядом с рельсами стоит крупный мужчина. Толкнули бы вы его под трамвай, если в этом случае транспорт остановится и пять человек останутся живы?

Ниже в таблицах указан процент людей, выбравших то или иное решение.

В первом вопросе большинство людей выбирают вмешаться и использовать переключатель. Во втором – наоборот, предпочитают не толкать человека на рельсы.

Эти две дилеммы похожи тем, что предлагают пожертвовать одним человеком, чтобы спасти пятерых, но отличаются тем, насколько активную роль вы должны принять в смерти человека, принесенного в жертву. Интересно, что этого нюанса достаточно, чтобы изменить то, что люди считают правильным этическим выбором.

Производители беспилотников должны будут научить свои автомобили, как вести себя в подобных ситуациях. Должны ли они быть запрограммированы на действия, спасающие большинство жизней, если для этого нужно пожертвовать кем-то, кто изначально не находился в опасности? А что, если придется убить водителя автомобиля, чтобы спасти большее количество людей на дороге? Производителям придется продумать алгоритмы для таких ситуаций. Причем, отказ от выбора сам по себе является выбором.

В 2016 году исследователи Массачусетского технологического института запустили международный опрос через интернет – моральную машину. Судя по данным, мир можно разделить на три основные группы морально схожих стран.

Западный, восточный и южный кластер — области, в которых люди принимали похожие решения. Россия находится в западном кластере
Западный, восточный и южный кластер — области, в которых люди принимали похожие решения. Россия находится в западном кластере

Давайте рассмотрим еще несколько ситуаций, только уже с беспилотным автомобилем.

По теме

У беспилотника отказали тормоза. Если он продолжит движение, то убьет женщину. На другой полосе стоит мужчина. Должен ли автомобиль продолжать движение прямо или сменить полосу движения?

А если так: на полосе движения стоит ребенок, а в соседней полосе – пожилой человек. Что должен сделать беспилотник?

Еще одна ситуация: беспилотник собьет двух женщин, если продолжит движение. Если сменит полосу, то вместо них собьет беременную женщину.

Или вот: беспилотник собьет двух пешеходов, если останется на своей полосе. Если он сменит полосу, то врежется в одного человека, стоящего на тротуаре.

На странице источника можно выбрать свои варианты и посмотреть статистику.

Конечно, читая все это, приходишь к мысли, что если беспилотники так этически опасны, зачем они вообще нужны на дороге.

В Канаде подсчитали, что в 2016 году около 94% дорожно-транспортных происшествий были вызваны человеческими ошибками. Помимо устранения человеческой ошибки, беспилотники могут быть в состоянии избежать аварий из-за меньшего времени реакции и более коротких остановочных путей.

Ниже моделирование торможения беспилотника с нулевым временем реакции и автомобиля с водителем, время реакции которого – 1,5 секунды.

Обратите внимание, как возрастает длина остановочного пути с увеличением скорости автомобиля. А значит, возрастает и разница длины этого пути у беспилотника и автомобиля с водителем. В России на автомагистрали автомобиль может ехать со скоростью 110 км/ч. В Италии – 150 км/ч.

Визуализация тормозного пути беспилотника и автомобиля с водителем. Можно менять скорость движения

(Визуализация тормозного пути беспилотника и автомобиля с водителем. Можно менять скорость движения)

Тормозные пути рассчитываются для сухого дорожного покрытия. Реальные беспилотники не будут тормозить мгновенно, но могут достичь значительно меньшего времени реакции по сравнению с предполагаемыми 1,5 секундами, которые требуются людям, чтобы начать торможение.

И напоследок: если у вас появилось желание пройти полный тест машины морали, это можно сделать на русском языке по ссылке. Тест разработан Массачусетским Технологическим Институтом (MIT). А ниже пара вопросов из теста для примера.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.06.2020 13:49
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх