Версия // Власть // Идея с постоянным дежурством кораблей в Средиземном море обречена на провал

Идея с постоянным дежурством кораблей в Средиземном море обречена на провал

2640

Утопический флот

Единственная задача, которую успешно выполняет Российский флот, – это борьба с пиратами Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В конце февраля стало известно, что с 2015 года будет возобновлено постоянное присутствие российского флота в Средиземном море. Планируется создать оперативное соединение кораблей, прототипом станет 5-я Средиземноморская эскадра советского ВМФ. Эта межфлотская группировка будет постоянно курсировать в регионе и решать плановые и внезапно возникающие боевые задачи в интересах национальной и военной безопасности России. «Наша Версия» разбиралась, по силам ли российскому ВМФ содержать крупные силы в дальних морях и есть ли в этом здравый смысл.

Напомним, что последнее время Российский флот обозначает небывалую активность в Средиземноморье. С 19 по 29 января в акваториях в этом регионе состоялось учение межфлотской группировки ВМФ России с участием кораблей Балтийского, Северного и Черноморского флотов. В море были выведены лучшие силы Российского флота: гвардейский ракетный крейсер «Москва», большой противолодочный корабль «Североморск», сторожевые корабли «Сметливый», «Ярослав Мудрый», большие десантные корабли «Саратов», «Азов», «Калининград», «Александр Шабалин», специальные корабли и суда обеспечения, а также самолёты дальней авиации и 4-го командования ВВС и ПВО, также три подводные лодки, одна из которых атомная. Хотя большинство экспертов связывают учения с последними событиями в Сирии, военные призывают не искать политическую подоплёку. Флотоводцы обращают внимание на антипиратский уклон учений: корабли отрабатывали, в частности, совместное маневрирование, буксировку судна, лишённого хода, досмотр подозрительных судов, антитеррористические мероприятия.

Для постоянного дежурства нет ни кораблей, ни сил обеспечения

Как рассказал «Нашей Версии» бывший начальник Главного штаба ВМФ, в 1981–1985 годах командир 5-й оперативной Средиземноморской эскадры адмирал Валентин Селиванов, присутствие российских кораблей в Средиземном море крайне необходимо, поскольку этот регион – центр мировых политических процессов, Россия в этом регионе могла бы быть серьёзным противовесом политике западных стран. Ещё одна причина – чисто военная: стремительно теряется опыт использования флота в дальних походах, и уже в ближайшее время не останется подготовленных для этих задач флотских офицеров.

«Много раз встречался с французскими, английскими и американскими адмиралами, они сожалеют, что русских нет в Средиземном море. Американцы прямо говорят, что теперь им в Мировом океане нечего опасаться и поэтому на кораблях наблюдается некоторая расслабленность, что не идёт на пользу боеготовности флота».

Между тем многие эксперты называют идею постоянного присутствия российского флота в значительном удалении от российских берегов утопической. Объясняя это тем, что у отечественного флота попросту нет ресурсов для её реализации. Главная проблема – не хватает боеспособных кораблей. По большому счёту, чтобы воссоздать Средиземноморскую эскадру образца 80-х годов прошлого века, потребуется вывести в море все находящиеся на плаву корабли всех четырёх флотов. Это наглядно говорит о слабости российского флота, ведь в советское время корабли 5-й оперативной эскадры ВМФ постоянно находились в море, их ротация осуществлялась в основном за счёт одного-единственного Черноморского флота. Ещё одна проблема – корабли для длительного нахождения в море должны иметь возможность заходить в пункты базирования для пополнения запасов и ремонта. Раньше это делали в пункте материально-технического обеспечения в сирийском порту Тартус. Сейчас, в связи с тем что ситуация в Сирии далека от стабильности, перспективы использования пункта неопределённы, больше подобных баз у России не осталось.

По теме

По самым оптимистичным оценкам, Северный и Балтийский флоты без ущерба для боеготовности способны выделить для постоянного присутствия в Мировом океане от силы по два боеспособных корабля, а на Черноморском флоте ситуация и вовсе критична: здесь все корабли имеют предельный возраст и каждый на счету. Непростая ситуация с судами обеспечения, а ведь практически каждому боевому кораблю для подстраховки нужен буксир, поскольку все они находятся в предынфарктном техническом состоянии. Но даже если удастся мобилизовать резервы для выполнения этой задачи, то корабли-долгожители, которые будут постоянно находиться в море, в течение короткого времени израсходуют моторесурс и их придётся ставить на прикол для ремонта или вовсе списывать, что значительно снизит боеготовность и без того неполноценных флотов. В таких условиях не исключено, что ВМФ может полностью утратить свою боеспособность.

Нынешние учения только снижают боеготовность

Напомним, что однажды, в 1996 году, в связи с празднованием 300-летия Российского флота уже заявлялось об эпохальном возвращении в Средиземное море российских боевых кораблей. Тогда «исторический» поход совершила группа кораблей в составе тяжёлого

авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов», эсминца «Бесстрашный», сторожевого корабля «Пылкий» и девяти судов обеспечения. Эта затея чуть не закончилась полным фиаско и позором российского флота. Флагман – ТАВКР «Адмирал Кузнецов» из-за выхода из строя паровых котлов в первые недели похода чуть было не пришлось буксировать обратно. На честном слове и благодаря смекалке флотских умельцев крейсер с горем пополам выполнил боевую задачу. Мало того что этот поход стоил нервов и огромных материальных затрат, но после этого продолжительного и тяжёлого заплыва «Адмирал Кузнецов» стал на два года на ремонт.

Валентин Селиванов считает, что в последнее время морские учения, подобные последнему средиземноморскому походу, становятся громкими политическими событиями, но малополезными с точки зрения повышения боеготовности флотов. Полномасштабные морские манёвры не проводятся практически со времён распада Советского Союза. При этом российский ВМФ заявляет, что регулярно проводит стратегические учения. На самом деле в море выходят несколько боевых кораблей, такого рода учения сложно называть бригадными, ведь во время этих манёвров не проводятся даже учебные стрельбы из штатного вооружения кораблей, в лучшем случае морские пехотинцы из автоматов расстреливают мины, организуют оборону корабля, недоумевает адмирал.

Кроме того, эти походы, а также противопиратские рейды в Аденском заливе проходят за счёт ресурсов, выделенных на боевую подготовку. Из-за отвлечения значительных средств на бессмысленные долгие морские переходы в последнее время на флотах всё больше практикуются бюджетные варианты обучения экипажей. К примеру, всего раз в полгода организуются трёх-пятидневные сбор-походы, в ходе которых скопом выполняется план боевой подготовки за учебный период. На бумаге экипажи подготовлены, но на деле корабли за этот период больше в море практически не выходят, длительные простои приводят к плачевным результатам. Последствия проявились в 2011 году, когда на Камчатке с треском провалилось масштабное учение Тихоокеанского флота. Во время боевых стрельб были показаны удручающие результаты стрельб противокорабельными ракетами. Массовым пуском с наземных комплексов, подводных лодок и надводных кораблей необходимо было уничтожить крупную мишень, в роли которой выступала списанная плавказарма. Но ни одна ракета не достигла цели. Экипаж атомной подводной лодки и вовсе оконфузился, три ракеты ракетного комплекса «Гранит» подводники даже не смогли ввести в режим предстартовой подготовки.

По мнению экспертов, флоту пора отказаться от заведомо нереализуемых идей, формирование постоянно действующей группировки в Средиземном море и другие амбициозные программы присутствия ВМФ в Мировом океане преждевременны. Нет смысла выводить в море старые корабли, которые не рассматриваются партнёрами из НАТО как реальная сила. К этому вопросу возможно вернуться лишь после реализации программы перевооружения флота. При этом предстоит ещё договариваться с Украиной, ведь с ней нет никаких соглашений о замене кораблей и вооружения Черноморского флота, который должен стать костяком группировки. Так или иначе, но пока реальная задача, которую российский флот сегодня способен успешно решать на океанских просторах, – это патрулирование и сопровождение судов в Аденском заливе и борьба с плохо вооружёнными сомалийскими морскими пиратами.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.03.2013 12:32
Комментарии 0
Наверх