Депутаты Госдумы в третьем чтении приняли законопроект, вносящий изменения в работу коллекторов. В соответствии с содержанием документа, представлять кредитора смогут не только профессиональные коллекторы, но и банки, которые входят с ним в одну группу лиц.
В рамках первого чтения законопроекта банки исключили из списка тех, кто может контактировать с клиентом по вопросу возврата просроченной суммы. В дальнейшем окончательный список уточнили.
В соответствии с принятым ГД законом, банк может взаимодействовать с должником через Госуслуги. При этом банки и микрофинансовые организации обязаны хранить записи всех телефонных разговоров с должниками в течение трёх лет. В ФССП необходимо направлять уведомление о начале такого взаимодействия, приложив копии документов, которые подтверждают наличие у организации необходимого оборудования для осуществления записи разговоров.
Как стало известно перед вторым чтением законопроекта, взаимосвязанные сообщения в адрес должника будут считаться одним сообщением, а обмен сообщениями в течение одного дня – одним взаимодействием. Взыскатели получат право не называть свою фамилию во время общения с должниками и использовать вместо неё специальный код.
По мнению экспертов, внесённые в законопроект изменения фактически сводят на нет усилия, предпринятые для защиты прав должников и пресечения злоупотреблений со стороны лиц, занимающихся взысканием долгов. К примеру, законопроект позволит обойти лимиты по количеству контактов с должниками. Взыскатели могут начать заваливать должников спамом, используя для этого возможность отправлять письменную корреспонденцию, считает управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Фактически, может произойти возврат к практике автодозвона и забрасывания должников сообщениями.