// // Главной военной прокуратуре грозит ликвидация

Главной военной прокуратуре грозит ликвидация

3510

Добро разжаловать

3
В разделе

На прошлой неделе появились сообщения, что в России ликвидируется Главная военная прокуратура. Военные прокуроры попробовали опровергнуть эту информацию, но получилось это как-то неубедительно. «Наша Версия» разобралась, как будет ликвидировано армейское надзорное ведомство и почему это надо было сделать уже давно.

Несмотря на противоречивую информацию, очевидно, в следующем году Главную военную прокуратуру (ГВП) в любом случае ожидают большие перемены. Имеющаяся информация позволяет утверждать, что ГВП прекратит своё существование как отдельная структура, находящаяся на балансе Минобороны, и преобразуется в спецуправление в составе гражданского надзорного ведомства. Таким образом, предполагается, что статус Главной военной прокуратуры будет понижен до управления, входящего в состав Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, ГВП будет подвергнута серьёзным штатным изменениям. При этом её сотрудники сменят армейские погоны на прокурорские.

Глава ГВП потерял доверие

Слухи о расформировании прокуратуры ходят уже более 10 лет. За это время сама армия, над которой надзирают военные прокуратуры, была неоднократно и нещадно реформирована и сокращена. Однако численность военных прокуроров до последнего момента оставалась неизменной. Эксперты говорят, что на стороне военных прокуроров играют сильные лоббисты, с помощью которых ГВП неоднократно удавалось отстаивать свои интересы и в зародыше подавлять любую потенциальную угрозу. Это в полной мере проявилось во время создания военной полиции, которая, как планировалось, должна была забрать часть функций у военных прокуроров. В результате затяжной подковёрной войны решение о создании военной полиции устояло, но новая правоохранительная структура получила весьма ограниченные полномочия.

По оценкам экспертов, ахиллесовой пятой Главной военной прокуратуры в сложившейся ситуации стал нынешний главный военный прокурор Сергей Фридинский (на фото). Всю его деятельность на посту главного военного прокурора сопровождали многочисленные скандалы, связанные с квартирными и земельными махинациями, «прикрыванием» близких ему людей и, напротив, чрезмерно жёстким отношением к офицерам, имеющим большой авторитет в войсках.

Андрей Кошкин, доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова:

– Уже продолжительное время ожидаются реформы, которые подразумевали переход военной прокуратуры в гражданскую структуру. Сколько её ни откладывали, но жизнь показала, что от оптимизации не уйти. Здесь свою роль сыграли и геополитическая обстановка, и ситуация внутри страны, направленная на демилитаризацию основных сфер, и даже финансовая ситуация в стране. Сейчас военные прокуроры говорят, и это всегда было основным аргументом, что, потеряв погоны и лишившись связей с армией, они станут менее эффективно работать. Отчасти это так – в военную прокуратуру приходили люди из войск, понимавшие, что происходит в воинских коллективах. Но, с другой стороны, есть и контраргумент: военные прокуроры в основном разбирают однотипные дела, где большую часть занимает дедовщина. С ними справятся и гражданские специалисты.

По теме

В частности, речь может идти о жёсткой позиции военных прокуроров во время суда над бывшим главнокомандующим Сухопутных войск генералом Владимиром Чиркиным, которого обвиняли в мошенничестве. Потому из-за пошатнувшегося авторитета Фридинский сегодня не может в полной мере задействовать все рычаги, чтобы отстоять статус военных прокуроров. Более того, большинство экспертов склонны считать, что по результатам преобразований генерал сам скорее всего будет вынужден покинуть ведомство.

Сможет ли ГВП выстоять в этот раз, узнаем до конца года. Но есть основания полагать, что на этот раз серьёзных реформ не избежать. Возможно, система военного надзора вернётся к состоянию, в котором она пребывала до 1997 года, – до создания ГВП в нынешнем виде её функции выполняло Главное управление по надзору за исполнением законов в Вооружённых силах РФ. Сотрудникам ведомства уже сообщили о предстоящей реформе и предложили сделать нелёгкий выбор – кто готов перейти в Генпрокуратуру, а кто выйдет на пенсию в статусе военнослужащего.

Прокурорам заглянули в карман

Следует отметить, что парадоксальная ситуация, когда за соблюдением законности в армии надзирает ведомство, само стоящее на довольствии у Минобороны, с самого начала вызывала много вопросов. Да, прямой зависимости военных прокуроров от министра обороны никогда не было, особенно это касается должности главного военного прокурора, который имеет статус заместителя генпрокурора РФ и назначается на должность Советом Федерации. Но остальные прокуроры пусть и косвенно, всё же имели отношение к военному ведомству – получали воинские звания, денежное довольствие, квартиры, а также материально-техническое обеспечение, включая служебные помещения, транспорт и средства связи. Как рассказал «Нашей Версии» офицер военной прокуратуры Южного военного округа, определённые рычаги воздействия у военных были – например, при возникновении конфликтных ситуаций по надуманным причинам прокурорам могли задержать выплату денежного довольствия. В первый раз показательно ярко конфликт интересов проявился в 2005 году, когда публичные пикировки между министром обороны Сергеем Ивановым и главным военным прокурором Александром Савенковым стоили должности последнему. Всё началось с того, что главный военный прокурор жёстко выступил по поводу разгула преступности в войсках, в ответ министр в жёстких и даже где-то оскорбительных выражениях отреагировал на критику. Это наглядно показало, что военные прокуроры не так уж независимы от военных.

Кроме того, ликвидацию военной прокуратуры напрямую связывают с экономическими причинами и сокращением бюджетных средств. Выяснилось, что военные прокуроры находятся в привилегированном положении. Так, Минобороны доплачивает сотрудникам ГВП дополнительно за должности и звания. И теперь, в условиях необходимой экономии, решено, что такое разделение прокуратур является несправедливым. Отмечается также, что это решение было принято ещё несколько лет назад, но откладывалось до лучших времён.

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Военные прокуроры дольше других сопротивлялись смене своего статуса. Например, с военных судей погоны сняли уже несколько лет назад без всяких церемоний. Это говорит о мощном прокурорском лобби, имеющем большой политический ресурс. Военные прокуроры всегда находились в лучшем положении, чем их гражданские коллеги: они пользуются преимуществами и льготами обычных прокуроров, в то же время получая льготы военнослужащих. Таким образом, они обходятся государству дороже, чем гражданские, причём особой необходимости для таких расходов нет. Сейчас с ними решено действовать мягко: тем, кто является военнослужащим, дадут возможность дослужить, чтобы они могли заработать военно-прокурорскую пенсию. Но уже новые сотрудники не будут становиться военнослужащими, таким образом спустя определённое время класс военных прокуроров постепенно исчезнет. Это нужно было сделать давно, прокурорский надзор не должен быть связан с армией, чтобы исключить корпоративный момент, прокурорам необходимо быть максимально независимыми, только тогда получится осуществлять полный государственный и гражданский контроль.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.09.2016 08:16
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх