Версия // Общество // Гарантировать качество хлебного вина не могли при царе, не могут и сейчас

Гарантировать качество хлебного вина не могли при царе, не могут и сейчас

2649

Белый стандарт

В разделе

Криминальная статистика с каждым годом всё увереннее доказывает: в России от «палёной» водки умирают всё чаще. И действительно, в наше время одним из самых популярных и прибыльных источников криминального дохода стал выпуск контрафактной и фальсифицированной водки. Несмотря на то что способов защиты этого народного продукта сегодня великое множество, стопроцентной гарантии не может дать ни один из них.

Исследования российскими учёными-историками первоисточников, летописей и легенд показали, что водка (тогда она ещё называлась хлебным вином) была изобретена 21 сентября 1503 года безвестным монахом московского Чудова монастыря. Когда именно появились первые подделки, история умалчивает, однако известно, что фальшивая «белая» появилась задолго до исторического материализма. Тем более что единого стандарта на водку по содержанию в ней спирта не было: только в 1894 году великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев путём длительных исследований, не исключавших и дегустацию, нашёл оптимальное соотношение воды и спирта в этой жидкости, и водка стала сорокаградусной.

Многолетние дальнейшие исследования этого русского национального продукта показали, что:

а) водка бывает двух видов: хорошая и очень хорошая;

б) водка — продукт длительного хранения, но вторая бутылка, потреблённая сразу после первой, почему-то всегда бывает несвежей;

в) при застолье красота женщин прямо пропорциональна количеству выпитой водки;

г) водка — хлебная жидкость, превращающая чёрную тоску в белую горячку.

В первую очередь качество водки определяют по этикетке

Самым верным методом определения качества водки является её дегустация, но тут надо учесть следующее: сделать это можно только после покупки, да и не все обладают такими органалептическими качествами, чтобы по вкусу и запаху отличить водку, изготовленную из спирта «Люкс» от водки из спирта «Экстра». Поэтому мы будем рассматривать те методы, которые позволяют с большей или меньшей степенью уверенности отличить плохое от хорошего ещё до покупки. Начнём с этикетки. В период строительства «развитого социализма» на них писали просто и незатейливо: «Водка». Потом сочли, что этого мало, и на этикетках стали печатать «Русская водка» (чтобы всем стало ясно, что это не заграничный продукт). Когда же это название навязло в зубах, прибавили «старо», и получилась «Старорусская водка». Мало-помалу отошли и от этих названий, появились водки «Экстра», «Столичная», «Пшеничная», «Посольская», горькие настойки «Стрелецкая», «Имбирная». Всё это печаталось на прямоугольных этикетках 110 х 80 мм, и защита им тогда ещё не требовалась, ибо негосударственное производство алкогольной продукции только начиналось. Позднее «оборона» продукции стала осуществляться путём обновления на этикетках отдельных деталей. Так, некоторые заводы стали располагать на них специальный кружок, который при охлаждении в холодильнике меняет свой цвет, подтверждая таким образом, что водка не поддельная, а выпущена именно заводом, обозначенным на этикетке. Но этот метод по неизвестным нам причинам не прижился и не получил распространения.

Другой вид защиты — изменение формы этикетки. Но и прямоугольные, и круглые, и многогранные — все они имеют (с точки зрения возможности подделки) один существенный недостаток: их можно отклеить и заменить на другие, изготовленные просто с помощью сканера. Чтобы исключить подобную возможность, были разработаны так называемые этикетки-самоклейки, которые почти невозможно отклеить, а стало быть, и тиражировать. Иные заводы пошли ещё дальше: стали выпускать водку с прозрачными этикетками-самоклейками, иногда даже с двухсторонним изображением. Новейшее изобретение — несмываемый рисунок, который наносится на стекло краской.

Иногда водку снабжают даже говорящей крышкой

Многие годы назад бутылка водки закрывалась картонной пробкой с тонкой целлофановой прокладкой, защищавшей её от влаги. Сверху пробка запечатывалась сургучом: бутылка с обычной водкой — коричневым, с улучшенной — белым. Водка с «белой головкой» в те годы ценилась так же, как теперь водка качества «премиум».

Картонную пробку с сургучом заменила пробка с язычком из тонкого алюминиевого листа. После снятия с бутылки (нужно было потянуть за язычок и разорвать тонкий алюминий) пробка напоминала бескозырку с развевающимися ленточками.

Потом «бескозырку» вытеснила современная винтовая пробка, которая, безусловно, имела ряд преимуществ:

а) новая пробка более эстетичная, нежели устаревшая, и легко открывается;

б) бутылку можно не пить до конца, а пустую — использовать повторно для хозяйственных целей с этой же пробкой;

в) подделка становится более сложной.

Винтовую пробку научились окрашивать в цветовую гамму этикетки, на ней стали изображать бренд завода-изготовителя. Иные заводы стали применять для укупорки бутылок пробки с удлинённой «юбкой», а на неё наносить название водки или завода-изготовителя. В отдельных случаях винтовая алюминиевая пробка защищается ещё (как и вино) целлофановым колпачком с разрывной ленточкой.

В одно время известный подмосковный ликёро-водочный завод защищал свою продукцию, располагая под прозрачным целлофановым колпачком винтовой пробки узкую и короткую ленточку с голографическим изображением бренда завода. На наш взгляд, это было почти стопроцентной гарантией защиты продукта от подделок, но по неизвестной причине защитную ленточку использовать перестали.

В последние годы разные заводы в горлышко бутылки стали устанавливать пластмассовый дозатор, который, во-первых, не даёт водке выплеснуться, если она повалилась на бок при снятой пробке, и, во-вторых, регулирует струю жидкости. С установкой дозатора увеличилась и защита от подделок. Но время идёт. И ныне разработаны и уже внедряются в производство даже звуковые колпачки: отвинчиваете его, а он женским голосом произносит: «Вася, не пей много!» Или другим голосом: «Ну, мужики, вздрогнули. Даст бог не последняя!»

В пробку могут быть записаны 14 разнообразных текстов, которые звучат после каждого открытия бутылки. Причём это не просто тексты, а целое представление с музыкой, шутками, смехом. Говорящая пробка тоже «пьянеет»: тосты становятся всё веселее. Неясно только, насколько говорящая пробка увеличивает стоимость бутылки.

Ежегодно от «палёной» водки в России умирают тысячи людей

В дореволюционной России количество жидкости исчислялось 40-вёдерными бочками. Ведро равнялось 10 штофам (1 штоф — 1,23 литра), штоф — двум бутылкам водки по 0,61 литра. Существовали ещё трёхлитровые бутылки, которые называли четвертями, то есть одна четверть ведра (такие бутыли можно видеть в фильмах о Гражданской войне, из них всегда льют по стаканам мутный самогон. Малые мерки в те времена представляли чарки, равные 0,1 штофа, то есть 0,123 литра.

Кстати, одну такую чарку водки выпивал ежедневно за обедом последний русский царь Николай II Романов. А самая маленькая ёмкость для потребления русского национального напитка — шкалик — был ёмкостью 0,061 литра (его ещё называли мерзавчиком).

После Октябрьского переворота в России была воссоздана метрическая система мер и весов, а старое ведро на 12,3 литра заменили новым ровно на 10 литров.

Соответственно и бутылки водки стали выпускать ёмкостью 0,5 и 0,25 литра. Маленькая бутылка в 0,25 литра и называлась маленькой, малышкой, четвертинкой и чекушкой (мужики так и говорили тогда: «Ну, что, трахнем маленькую?»

С развитием стекольной промышленности в конце прошлого века в магазины стали поступать бутылки всевозможных объёмов и форм. Особым новшеством стал выпуск так называемых кувшинов — бутылок с ручкой ёмкостью 1,75 литра.

Не стояли на месте и способы подделок русского национального продукта. Так что напоследок хочется ещё раз напомнить: гарантировать подлинность на 100% не может ни размер горлышка, ни этикетка, ни форма бутылки, ни дозатор, ни даже говорящая пробка.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.11.2016 17:54
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх