Версия // Власть // Финансистов заставят писать разборчивым шрифтом

Финансистов заставят писать разборчивым шрифтом

1927

Проиграли по очкам

В разделе

Банки в очередной раз пытаются заставить повернуться лицом к потребителям. На этот раз дело касается введения новых требований к рекламе финансовых услуг. На днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с инициативой внесения соответствующих поправок в закон «О рекламе», согласно которым при рекламировании финансовых услуг будет запрещено использовать мелкий шрифт.

Даже до рассмотрения поправок очевидно, что выполнять подобное требование будет весьма затруднительно: действительно, прописать на рекламном щите все условия кредитования не только невозможно, но и в принципе даже не нужно. В результате практический эффект от подобных мероприятий либо сведётся на нет, либо постепенно перерастёт в более жёсткие меры воздействия на банки.

Пока, по словам заместителя руководителя антимонопольного ведомства Андрея Кашеварова, предполагается остановиться на введении запрета на использование мелкого шрифта в рекламных сообщениях. «Мы не будем ограничивать размер шрифта кеглями, прописывать какой-то один шрифт и размер букв. Наша цель состоит в том, чтобы привлекательные условия, которые не соответствуют действительности, не выделялись», – пояснил чиновник.

«Многие сталкивались с ситуацией, когда на рекламном щите красуется надпись «0% за кредит», а ниже мелким шрифтом сноска обо всех остальных условиях, которые абсолютно не читаются», – говорит Андрей Кашеваров.

Парадоксально, но факт: большинство наших сограждан подобные рекламные предложения действительно воспринимают всерьёз. По информации Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОп), более 25 млн. россиян, оформивших банковский кредит, стали «жертвами банков», поскольку не были должным образом осведомлены о реальном размере процентной ставки. «Даже если этой поправкой ФАС не добьётся «правдивой» рекламы, то по крайней мере «кастрирует» всю банковскую рекламу», – радуется председатель правления КонфОП Дмитрий Янин.

Стоит отметить, что это уже не первый случай, когда чиновники всерьёз начинают интересоваться качеством рекламы банковских продуктов, предлагаемых широкому кругу населения. Несколько лет назад войну банкирам объявил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. И как бы нелепо ни выглядела забота санитарного ведомства о финансовой осведомлённости граждан, стоит отметить, что в те времена нападки Роспотребнадзора принесли определённые плоды. Дело в том, что в период бурного развития потребительского кредитования банки старались привлечь как можно больше клиентов, не заботясь при этом о тщательной проверке их платёжеспособности, с одной стороны, и не утруждая себя подробными рассказами о том, сколько на самом деле человеку придётся выплачивать денег, – с другой. В результате, начиная расплачиваться по кредитам, граждане с удивлением обнаруживали, что помимо указанных процентов взимается также регулярная плата за кассовое обслуживание, за ведение ссудного счёта, за обслуживание пластиковой карты и многое другое. С 12 июня 2008 года вступили в силу поправки в закон «О банках и банковской деятельности», которые обязали кредитные организации до заключения кредитного договора либо до изменения его условий предоставлять заёмщику информацию о полной стоимости кредита, под которой подразумеваются все расходы, связанные с получением, обеспечением и обслуживанием ссуды. Реальные цифры получились не только не привлекательными, а даже пугающими для будущих клиентов. Например, .

Очевидно, чтобы нивелировать эффект от раскрытия реальных ставок по кредитам, банкиры начали широко рекламировать псевдобеспроцентные ссуды. В результате узнать о том, сколько им придётся платить в действительности, граждане могли только из многостраничного договора, заключаемого с банком. Но разобраться в таком документе людям, не имеющим специального образования, достаточно сложно, в результате граждане ориентируются только на рекламу.

«Надо либо менять закон, предписывающий полностью раскрывать все детали предложения, либо оставлять за банками право выделять основную часть крупным шрифтом. Если же писать все нюансы, то реклама станет нечитаемой и неэффективной», – говорит директор по маркетингу Альфа-банка Виктор Шкипин, считая предложение антимонопольной службы утопией. «Есть определённые ноу-хау, принципы выстраивания рекламы, которые в том числе предполагают выделение важной информации другим шрифтом, иначе непонятно, что это за книжка висит на столбе», – соглашается член правления Сведбанка Алексей Аксенов. Волнение банкиров понятно: введение запрета на рекламу в её нынешнем виде, очевидно, существенно уменьшит количество желающих одолжить у банка.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.11.2009 12:51
Комментарии 0
Наверх