Версия // Общество // ФАС поймала производителей Ariel, Persil и Lindt на различиях в составе продукции для России и Европы

ФАС поймала производителей Ariel, Persil и Lindt на различиях в составе продукции для России и Европы

8214

Двойные стандарты качества

В разделе

В Федеральной антимонопольной службе РФ сообщили, что популярные стиральные порошки Ariel и Persil, а также шоколад Lindt, существенным образом отличаются от своих зарубежных аналогов и уступают им по качеству. При этом на упаковках нет пометки, которая бы на это указывала.

Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы РФ Андрей Кашеваров в ходе пресс-конференции, состоявшейся 4 декабря, сообщил, что ведомство выявило значительные различия между стиральными порошками Ariel и Persil, которые продаются в России, и продукцией этого же бренда, реализующейся за рубежом. Аналогичная ситуация складывается и с шоколадом Lindt. Как следует из сообщения ФАС, «В рамках анализа конкурентной тактики международных производителей ведомство выявило признаки неравенства для российских потребителей и нарушения норм Закона о защите конкуренции». Проверка вышеупомянутой продукции была проведена после обращения Роспотребнадзора.

Неравные условия

Как установили ФАС и Роспотребназдор, компании-производители либо провозят в Россию, либо изготавливают продукцию на предприятиях, которые расположены здесь, и в обоих случаях ее качество и состав не совпадают с европейскими аналогами. В частности, если обращаться к конкретным примерам, в шоколаде Lindt, который предназначен для российского рынка, оказалось 12-14 процентов органических кислот, в то время как в различных образцах шоколада от этого же производителя их содержание варьируется от 10-50 процентов до 100-220.

В средствах для стирки Ariel и Persil несовпадение обнаружилось в таких показателях, как пенообразующая способность и моющая способность: товары из Европы более эффективны, чем российские. Это подтверждается и указанной на упаковке дозировкой: российского средства нужно в 1,5 – 2 раза больше, чем иностранного.

Глобальная репутация

В ФАС посчитали, что подобное положение дел вводит в заблуждение российских потребителей, которые выбирают продукцию этих брендов среди других товаров данной группы, так как основываются на глобальной репутации бренда и на популярности, которой он пользуется в других странах. Поскольку состав товаров не совпадает, эта репутация не соответствует реальному положению дел, а значит, дает брендам необоснованное преимущество перед другими марками.

Андрей Кашеваров: «Мы исходим из того, что при принятии решения о приобретении товаров таких производителей потребитель руководствуется глобальной репутацией бренда при выборе между ними и товарами российских производителей. В случае, если качество товаров международных производителей не соответствует европейским образцам, преимущество перед иными производителями является необоснованным. А значит, такая конкурентная тактика может причинить убытки иным участникам рынка».

Кашеваров обратил внимание, что в данном случае не идет речи о вкусовых качествах или иных характеристиках продукции. Проблема, по его словам, заключается в том, что товары с разным составом носят одинаковое название, и это может обмануть потребителей, введя их в заблуждение относительно свойств этих товаров.

Не новая практика

Отметим, в 2017 году похожая ситуация уже имела место: страны Вышеградской группы, в которую входят Чехия, Польша, Венгрия и Словакия, заявили, что многие товары, которые поставляются к ним из Западной Европы, по качеству гораздо хуже, чем те, что продаются в магазинах других стран ЕС, либо стоят намного дороже.

По теме

В качестве примера они привели растворимый кофе Jacobs: этот продукт везде продавался в одинаковых упаковках, однако в Германии в его составе было на 50 процентов больше кофеина, чем в Чехии. Еще одним «товаром преткновения» стал консервированный тунец: в немецких магазинах банка консервов стоила 1 евро, и внутри были цельные кусочки рыбы, а в чешских в аналогичной упаковке продавалась размолотая масса – отходы производства, по более высокой цене в 1,5 евро. Интересно, что претензии возникли даже к Кока-коле: в Австрии в напиток добавлен сахар, а в Венгрии и Словакии вместо него используется кукурузный сироп, выполняющий функцию подсластителя.

Есть объяснение

Почему в разных странах продукция одного и того же бренда может так сильно отличаться по составу и качеству? На это влияет целый ряд факторов, и один из них – различия в сырье, которое использовалось для производства в разных точках мира. Ведь для мировых брендов вполне характерна ситуация, когда производство ведется на территории того государства, где впоследствии будут вестись продажи готовой продукции. Таким образом, для создания продукты задействуют компоненты, которые имеются в распоряжении производителя в конкретной стране.

Еще один важный фактор – условия проживания в той или иной местности. В частности, везде различается состав воды, а для производителей стирального порошка это важно, так как им приходится менять состав, подстраиваясь под каждую отдельно взятую страну.

Впрочем, эти объяснения актуальны исключительно в том случае, если товар производится там же, где происходит его дальнейшая реализация. Если же его привозят из-за границы, как пресловутый шоколад, на передний план выходят другие факторы. К примеру, различия могут быть обусловлены стремлением производителя учесть вкусовые предпочтения населения разных точек мира, и производители всегда могут объяснить их желанием учитывать традиции той или иной национальной кухни.

Логично выглядит и еще одно объяснение: для богатых развитых стран используется более качественное сырье, а для бедных государств продукцию делают из сырья не столь высокого качества – на другую продукцию у жителей может попросту не хватить денег. Важную роль играет и менталитет населения: в некоторых странах жители тратят деньги на качественные продукты питания и другие товары, в то время как в других государствах люди больше склонны к экономии.

Предупреждение производителям

ФАС приняла меры, направив компаниям, производящим упомянутые выше товары, предупреждение и предложив им альтернативу: либо они должны изменить состав товара, реализующегося в России, чтобы он стал идентичным европейским продуктам, либо нанести на упаковку специальные отметки, которые будут обращать внимание на отличие продукта. Последняя мера нужна для того, чтобы не вводить покупателей в заблуждение, обещая им продукт высокого качества.

Отметим, в настоящее время на упаковках товаров представлены надписи, которые указывают, что продукция якобы соответствует европейским стандартам качества. Так, например, на упаковке порошка Persil можно увидеть упоминание о «немецком стандарте качества», а порошок Ariel презентован как «номер один в Европе» - имеются в виду объемы продаж.

В течение тридцати дней ООО «Линдт унд Шпрюнгли (Раша)», ООО «Проктер энд Гэмбл — Новомосковск», ООО «Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания» и ООО «Хенкель Рус» должны выполнить одно из условий, предложенных регулятором. В противном случае, компании ожидает крупный штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.12.2019 15:05
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх